Те же 80 процентов, или – Скромный привет от Бельмондо

Кино смотреть  я люблю с детства. Думаю, что в этом пристрастии я такой не один.

Знаю, что есть много любителей французских приключенческих и комедийных фильмов, особенно среди тех, кому прилично за 40, или даже близко к 50-ти, и которые прекрасно помнят звёзд французского экрана 70-80 годов Луи Де Фюнеса, Жана Марэ, Бурвиля, Патрика Дэваэра, Филиппа Нуаре, Жана-Поля Бельмондо, Пьера Ришара, Жерара Депардьё, Алена Делона. А чуть раньше – Жерара Филипа, Жана Габена, Ива Монтана…

Но время, увы, тикает неумолимо, безостановочно. Незаметно складываясь в года и десятилетия, оно продолжает бег по своей марафонской…  а точнее – по бесконечной дистанции, как по кругу. И, к сожалению – без малейших признаков усталости…

И как итог этого невесёлого марафона, из всех названных выше актёров сейчас живут лишь трое – П. Ришар (87 лет), Ж. Депардьё (почти 73 года), и А. Делон (почти 86).

Бельмондо

Совсем недавно, шестого сентября с.г.,  ушёл из жизни, пожалуй, мой самый любимый   француз – Жан-Поль Бельмондо.

Я даже не ожидал, что это печальное известие так сильно меня «достанет»…

Казалось, что Бельмондо – это навсегда, что Бельмондо вечен, как Париж, как Эйфелева башня, как Собор Парижской Богоматери, как Лувр, как легенды о Бастилии, как Сена с её бесчисленными мостами, как сама Франция, наконец…

А сцена прощания с ним, при участии Президента Франции Ф. Макрона,   близкого друга, актёра Алена Делона, под знаменитую мелодию из «Профессионала» просто потрясла до…  до всего того, до чего только возможно…  Да и Эннио Морриконе, композитор, автор этой музыкальной темы – настоящий гений, классик…

Уже третью неделю я по вечерам пересматриваю практически всю фильмографию Бельмондо, по одному-два фильма за вечер, причём на языке оригинала, на французском. Хочу слышать его голос, вместо голоса его почти постоянного дублёра Н. Караченцова. Мой французский вполне это позволяет.

А вот «Профессионала» (1981 г.) пока пропустил…  Не могу…  Потом как-нибудь, попозже…

Следующим фильмом оказался «Ас из асов» (1982 г.) о событиях в гитлеровской Германии за несколько лет до начала Второй Мировой войны. Впервые я смотрел его много лет назад, в годы «горбачёвской перестройки». Но тогда были совсем другие времена, нежели сейчас. Даже воздух вокруг был тогда совсем другим, радостным на вкус.

Тоталитаризм, откровенная диктатура, массовые аресты, репрессии, тюрьмы казались в те давние времена чьей-то дикой, дурацкой, нелепой шуткой, фантастикой, в крайнем случае – далёкой-далёкой экзотикой. Ну, к примеру, чем-то  –  из многочисленных в те годы диктаторских военных хунт стран Южной Америки.

Именно поэтому один диалог из этого фильма прошёл тогда у меня «мимо ушей».

И кто бы мог подумать, что через 39 лет после выхода этого фильма, и через 76 лет после окончания Второй Мировой войны в одной из европейских стран будут арестовывать/судить/штрафовать/ «сажать на сутки»/ за фабричную мармеладку-пастилу вызывающих бело-красных цветов, за причёску молодой девушки, где под наружным светлым цветом волос проглядывает слой волос, покрашенных в красный цвет, за белые носки, но с…  красной полоской, за поднятые латинской буквой «V» указательный и средний палец руки, и т.д., и т.п.

Это же полный бред, откровенная шизофрения, медицинская…   Знаменитая «Палата N 6», как говорится, отдыхает …  Когда-то была «перестройка»? Так а была ли? Кто и «куда» перестроится, когда – всё то же самое…

Отвлеклись немного, вернёмся к нашему кино.

Ещё нужно сказать несколько слов о режиссёре, ибо только от него зависит, в каком итоговом варианте отснятый, смонтированный и озвученный фильм, плод работы большой группы людей, увидят зрители на экранах.

Поставил «Асов» режиссёр Жерар Ури, на мой взляд – лучший французский комедиограф конца 20-го века. Своего рода французский  Леонид Гайдай, – автор советских «Кавказской пленницы», «Бриллиантовой руки», « 12 стульев», «Ивана Васильевича», и т.д.

А в фильмах Жерара Ури сверкали другие бриллианты – Луи Де Фюнес и Бурвиль в «Разине» и в «Большой прогулке», Бельмондо и Бурвиль в «Супермозге», Ив Монтан и Луи Де Фюнес в «Мании величия», Пьер Ришар в «Побеге» и в «Уколе зонтиком», снова Де Фюнес в уморительных «Приключениях раввина Якоба», и снова Бельмондо в «Асе из асов».

Итак, «Ас из асов». Завязка там такова:

Во время Первой Мировой войны две фанерные «этажерки», французская и германская, ведут долгий воздушный бой. Как итог – друг друга подбили. Кое-как приземлились рядышком, на нейтральной полосе. Сначала поругались, затем немного подрались. Но начался обстрел. Спрятались оба в какой-то яме, дружно прокляли войну и…  подружились.

Прошло 20 лет. Наступил олимпийский 1936 год. А с 1933 года, как известно, Германией единолично рулил никогда ни в чём не ошибающийся (но – «пришибленный»), всегда правый и во всём – лидер нации, единственный её «спаситель и вождь» (вождь по-немецки – «фюрер») Адольф Гитлер, ефрейтор запаса из неполной семьи (рос без отца).

За эти 20 лет немецкий лётчик (арт. Ф. Хоффман) дослужился до генеральского чина в германской авиации, а француз (арт. Ж.-П. Бельмондо) стал главным тренером сборной Франции по боксу и привёз свою команду в Берлин, на Летние Олимпийские игры.

Друзья случайно встретились в холле гостиницы. Объятия, возгласы, прочие шумные эмоции…  Следивший за французским гражданином гестаповец в штатском сделал ему резкие замечания, не обращая внимания на стоящего рядом немецкого генерала в полной парадной форме.

А дальше происходит диалог между друзьями. Перевод не мой, но почти идентичный. (Нашлась профессионально озвученная на русский язык версия этого фильма).

Начинает французский тренер, т.е. Бельмондо, имея в виду этого гестаповца:

– Удивительно приятная личность! Вы не находите, генерал?

– Жорж, ты поосторожнее с ними. Они очень опасны. Даже для тебя. И для меня.

– Для тебя? Да ты неприкосновенен! Взгляни-ка на себя – голубые глаза, безукоризненный арийский профиль. Настоящая реклама новой Германии! И вдобавок – ветеран войны. Да ты просто живая легенда!

– Сегодня нет неприкосновенных…

— Что здесь происходит, Гюнтер? Ты можешь мне объяснить?

– Я в отчаянии, Жорж. Они повсюду. И все у них под колпаком, вся интеллигенция.  А когда правящая партия берёт под контроль интеллект нации – это катастрофа.

– У тебя есть деньги.  Дуй к нам во Францию.

– Здесь моя Родина, и я не могу её покинуть.

– Так уберите этого кретина! Опасный тип, разве не видно?

– Я его ненавижу! При одной мысли о нём мне хочется…  как это ты говоришь?

– Блевать?

– Вот-вот. Но он делает и кое-что полезное.

– Я понимаю – создал армию, чтобы держать нас в страхе. Но ничего больше.

– Это уже не мало. И потом – 80 процентов, 38 миллионов немцев проголосовали за него.

– По-твоему – если 38 миллионов поставили на идиота – он уже не идиот?

Пошла перебивка, т.е. другой кадр. Но предпоследняя фраза про 80 процентов здесь просто великолепна! Да и последняя – тоже!

…Вернул чуть назад, пересмотрел ещё раз. Посидел. Подумал. Вспомнилось, как через 13 лет после выхода этого фильма, в 1995 году, громко, публично, в бел. СМИ   прозвучало историческое (фрагмент):

– «Не всё только плохое было связано в Германии с известным Адольфом Гитлером. Немецкий порядок формировался веками. При Гитлере это формирование достигло наивысшей точки. Это то, что соответствует нашему пониманию президентской республики, и роли в ней президента».

Жаль, за давностью лет стёрлось из памяти, кто же эту конгениальность изрёк?! Вспомнить бы…  Великий, должно быть, человек…  И высокообразованный политик!

А фильм рекомендую посмотреть. Бельмондо там, как всегда, великолепен. Да и сюжет неплохой, во второй половине фильма вполне даже «переживательный»!

Вам также могут понравиться
BE EN RU