
Коляды в канун старого Нового года – традиция, которая давно исчезла в городах, но еще жива в белорусской деревне. Для населения небольших сел приход ряженых – одно из самых важных событий в году. Гостей нужно подобающе принять и угостить, иначе не видать в хате счастья и благополучия.
Коза, цыганка, мехоноша (самый главный человек в ряженой компании, который носит торбу с колядными подарками) – типичные представители праздника. Правда, сам процесс колядования в различных уголках Могилевщины может существенно отличаться. Так, в деревне Вирков Кличевского района силами местных жителей восстановлен старинный обряд «Куры», внесенный в список нематериальных ценностей ЮНЕСКО. Проводится он засветло, и по домам ходит исключительно детвора, пускать которую дальше порога считается дурным тоном. А вот в деревне Заполье на Кличевщине о «Курах» знают только понаслышке.
– У нас так никогда не колядовали, – говорит директор местного Дома культуры Елена Бруякина.
В Заполье женщина приехала 21 год назад, и каждую зиму участвовала в колядках.
– Сперва ходили взрослые, бабушки и дедушки, которые с детства помнили, как нужно колядовать. Теперь мы ходим с детьми.
Во дворе Дома культуры уже собралась живописная компания во главе с Козой-дерезой, Цыганкой, Собакой. Есть среди ряженых и музыканты из числа детей, которые в свободное от школьных занятий время посещает кружки при СДК. У кого-то в руках трещотка, у кого-то – дуда и бубен.




– Жаль, у нас теперь нет гармониста – уволился и уехал на заработки в Россию, – сетует Елена Владимировна. – А так бы было веселее.
Колядную песню в Заполье исполняют на русском языке, а вот припевка про «Казу шэрую» звучит по-беларуски.


Первая хата, в которую заходят ряженые, оказывается квартирой в двухэтажном кирпичном доме на восемь семей. Ряженые звонят в дверь, за которой их встречает тишина. Потом поднимаются на второй этаж и вновь давят на кнопку. Дверь моментально открывается – в семье Татьяны и Павла Каноновичей в этот день ждут гостей. Стол накрыт не только для родственников, которые традиционно отмечают старый Новый Год, но и для колядующих.




– К нам ряженые приходят каждый год, это уже традиция, – говорит хозяйка дома Татьяна Николаевна. – Принимаем их с удовольствием, ведь все колядные пожелания сбываются.
Тем временем Коза начинает свое представление, которое сопровождается обрядовой песней. Ее смысл сводится к тому, что надо бы задобрить гостью, от благосклонности которой зависит будущий урожай.
– Дзе Каза ходзіць, там жыта родзіць! – дружно выводят ряженые, пока главная виновница праздника «стучит копытом» по ламинату и в итоге падает «замертво».
– Дайце Казе сала, каб яна ўстала! – подбадривают хозяев гости. В торбу мехоноши сыплются щедрые гостинцы, но не тут-то было!
– Нясі каўбасу, а то хату разнясу! – «ожившая» Козочка требует свою часть гостинцев и получает их сполна. Более того, без дегустации угощений, которыми заставлен стол, хозяева категорически отказываются отпускать гостей. Короткий визит растягивается на добрых полчаса, а тостам с пожеланиями не видно конца.
– И это только первый дом! – сокрушается Коза. – Что ж дальше-то будет?
А дальше все развивается по привычному сценарию. В Заполье принято накрывать для ряженых столы, поэтому без предновогодних «посиделок» гостей никто отпускать не хочет. Дети получают свою долю сладостей, взрослые пробуют разнообразные колядные блюда, которые в любой другой день вряд ли увидишь на столе.






Мария Столбунова – коренная жительница Заполья. По образованию она педагог, проработала много лет в Бобруйске, а потом вернулась в родную деревню, где и вышла на пенсию. Сейчас живет в хате своих родителей, где когда-то сама появилась на свет.
– Старый Новый год у нас был одним из самых главных праздников, – вспоминает Мария Ивановна. – С нетерпением ждали в гости ряженых, их появление в доме было за счастье!
По ее словам, для гостей накрывался праздничный стол, на котором было много простых мясных блюд, каши и кисель. В центре стояла миска с кутьей, которую водружали на охапку соломы.
– У меня соломы нет, украсила вот блюдо по-современному, – говорит Мария Ивановна и предлагает отведать гостям соленую кутью из перловки. Съесть ложку такой каши в канун праздника нужно обязательно. Это – сакральное действо, призванное обеспечить хороший урожай и почтить память предков.
Также на праздничном столе обязательно присутствуют блины, брать которые нужно непременно руками. И – макать в сковороду с топленым салом, в котором плавают кусочки домашней колбасы.
– Блины складываются треугольником, чтобы было удобнее, – говорит Мария Ивановна и выносит для детей щедрые гостинцы – пакеты с разнообразными сладостями. Говорит, что ждет в гости еще одну группу ряженых: в это вечер на деревне колядуют «цыгане с медведем» – коллектив местного детского садика.
В рабочем поселке Редкий Рог Бобруйского района вечером накануне старого Нового года темно – хоть глаз выколи. Из черноты неожиданно появляются две юных особы «в гриме» – с нарисованными усами и яркими румянами. Выясняется, что подружки колядуют сами по себе, и это у них неплохо получается. Вскоре на центральную редкорожскую улицу сворачивает еще одна группа подростков и направляется к ближайшему дому – колядки здесь в самом разгаре! Правда, ждать ряженых из числа представителей местной самодеятельности приходится довольно долго. Позже выясняется, что сперва колядующие побывали в Вишневском доме-интернате, потом заехали в Орсичи и Брожу, а под конец прошлись по хатам родного Редкого Рога.




«Костяк» компании ряженых составляют участницы вокальной группы «Шчодрыца», которые и задают тон колядкам. Обрядовый «Шчодры вечар» в их исполнении звучит настолько задорно, что хозяева домов, в которые заглядывает праздничная процессия, начинают пританцовывать и хлопать в ладоши с первых минут представления.
Оно имеет свои особенности, так как упавшая «замертво» Коза не дожидается подарков и прытко встает, чтобы продолжить обряд. Местные жители уже досконально его изучили, поэтому в те короткие мгновения, когда Козочка изображает труп, они добросовестно пытаются ее реанимировать горячительными напитками и сытной закуской.
Столы в Редком Роге не накрывают, зато одаривают ряженых по-богатому. В одном из домов даже выносят блюдо с домашним тортом, который потом «путешествует» с колядующими по всему поселку.


– Девчули, подтягиваемся! – командует директор криворожского СДК Валентина Никитко. – Запускаем Козу!





Еще несколько гостеприимных домов, и праздничная процессия отправится на собственную вечеринку – греться в тепле, разбирать подарки и отмечать старый Новый год, до которого остаются считанные часы.
Мария Маслова
Фото и видео Дмитрия Калинина