Как не попасть на удочку кибермошенников?
Кибермошенничество – одна из самых острых проблем нашего времени. Но также, как мошенники постоянно обучаются новым технологиям, чтобы красть ваши деньги и данные, вы можете обучаться в ответ, обеспечив себе защиту и безопасность, оставаясь в недоступности от хакеров. Поэтому нужно всегда быть начеку и не отставать от развития технологий.
Многие правила цифровой безопасности читаются уже между строк в самих способах работы кибермошенников. Однако не все из них могут быть очевидны, поэтому давайте по порядку:
1. Внимательно следите за страницами в интернете, которые посещаете, не переходите по подозрительным url-адресам и вчитывайтесь в присланные ссылки – они могут отличаться на одну букву от оригинального сайта и вести на страницу мошенников.
2. Обращайте внимание на то, от кого вам пришло сообщение по почте. Отправитель-мошенник может маскироваться под официальную компанию.
3. Не действуйте импульсивно, если получили по почте пугающее сообщение о возможной блокировке карты/аккаунтов. Заставить вас делать ошибки в состоянии шока – одна из главных задач фишингового мошенника. Разберитесь в ситуации спокойно и внимательно.
4. Не скачивайте пиратские или непроверенные программы.
5. Установите хороший антивирус, настройте защиту в реальном времени, а также проверяйте при помощи него все подозрительные файлы и папки перед открытием. Если сомневаетесь, стоит ли переходить по ссылке, можете воспользоваться сайтом Virustotal – он проверит интернет-адрес или файл на всех существующих антивирусах без установки на ваш компьютер.
6. Используйте сложные пароли и не копируйте их для разных ресурсов. Рекомендуется использовать минимум 10 символов, одновременно цифры, строчные и прописные символы, знаки пунктуации и другие знаки; доверять только проверенным менеджерам паролей.
7. Устанавливайте приложения только из PlayMarket, AppStore или из проверенных источников; обращайте внимание, к каким функциям гаджета приложение запрашивает доступ; обменивайтесь сообщениями в соцсетях и мессенджерах, только полностью удостоверившись в личности собеседника, не реагируя на сомнительные просьбы и предложения.
Не рекомендуется: размещать персональную и контактную информацию о себе в открытом доступе; использовать указание геолокации на фото в постах; отвечать на обидные выражения и агрессию в соцсетях — лучше напишите об этом администратору ресурса; употреблять ненормативную лексику при общении.
8. Подключите двухфакторную аутентификацию для всех аккаунтов. При соблюдении предыдущих правил – это надёжный инструмент защиты ваших данных.
9. Не используйте непроверенный общедоступный wi-fi. Злоумышленники могут легко получить доступ к вашему устройству через такую сеть. К тому же, сама сеть может оказаться клоном wi-fi заведения (например, торгового центра), созданной и полностью подконтрольной мошенникам.
10. Храните в тайне пин-код карты; прикрывайте ладонью клавиатуру при вводе пин-кода; оформите отдельную карту для онлайн покупок и не держите на ней большие суммы; используйте услугу «3-D Secure» и лимиты на максимальную сумму онлайн-операций; скрывайте CVV-код на карте (трехзначный номер на обратной стороне), предварительно сохранив его.
Не рекомендуется: хранить пин-код вместе с карточкой/на карточке; сообщать CVV-код или отправлять его фото; распространять свои паспортные данные (информацию личного характера, номер мобильного телефона), «логин» и «пароль» доступа к системе «Интернет – банкинг»; сообщать данные, полученные в виде SMS-сообщений, сеансовые пароли, код авторизации, пароль 3-D Secure и т.д.
Подготовила Вероника Кузнецова