Домой В мире Как бобруйчанка воссоздаёт национальные орнаменты в одежде и покоряет своими коллекциями мировые...

Как бобруйчанка воссоздаёт национальные орнаменты в одежде и покоряет своими коллекциями мировые подиумы

Татьяна Олукайоде (Шепелевич) родилась и выросла в Бобруйске. Затем работала в Минске костюмером, шила на заказ, создала собственный бренд одежды и женского нижнего белья и участвовала со своими моделями в модных показах. В 2016 году девушке довелось побывать в Африке, и эта поездка полностью изменила её мировоззрение, подход к работе и всю карьеру. О том, как воссоздание древних узоров в современной одежде привело к успеху, рассказывает сама Татьяна.

От шкафа с маминой одеждой до мира большой моды

Татьяна из тех людей, кто в раннем детстве понял, чем будет заниматься всю жизнь.

«Ещё в школьные годы моим самым любимым местом был шкаф с маминой одеждой, – вспоминает наша собеседница. – Когда я была одна дома, я открывала двери этого волшебного мира и рассматривала и примеряла одежду моей мамы. А она почти всегда носила вещи, пошитые индивидуально».

Первые шаги в развитии дизайнерского таланта Татьяна сделала в бобруйском клубе «Алые паруса» на курсах по шитью и дизайну. Школьницей она участвовала в показах одежды, организованных Центром дополнительного образования детей и молодёжи «Росквіт».

В 2000 году Татьяна закончила среднюю школу №8.

«Я была уверена, что мой путь лежит в мир моды, –  вспоминает бобруйчанка. – Сразу после школы я поступила в Бобруйский государственный технологический колледж (тогда – высшее профессиональное училище №73), где училась до 2004 года на портного-закройщика. Благодаря моим прекрасным преподавателям, мастерам своего дела, я узнала мир моды изнутри, изучив всё до мелочей».

С 2003 года Татьяна начала создавать свои первые коллекции и представлять их в Минске на конкурсе «Мельница моды». Девушка продолжила получение образования в Мозырьском государственном университете им. И.П. Шамякина, который окончила в 2009 году. Параллельно Татьяна работала преподавателем в Театре моды «Эпатаж» центра «Росквіт», участвовала в показах. В 2008 году в Минске на фестивале юных модельеров «Блакітная пралеска» коллекция «Полосатый рейс», созданная ученицами Татьяны – юными дизайнерами 13-16 лет, заняла первое место.

После этой победы начинающий модельер переехала в Минск и стала костюмером танцевальной группы Ольги Репиной, а также занялась пошивом одежды по индивидуальным заказам.

Путешествие в Африку, изменившее жизнь

«Я чувствовала, что для создания чего-то на самом деле интересного и удивительного не хватало какого-то толчка»,  – делится Татьяна, вспоминая начало своего творческого и профессионального пути.

К изменениям не только в творчестве, но и в отношении к жизни вообще, девушку подтолкнуло знакомство с одной необычной клиенткой.

«Она всегда шила у меня что-то настолько утончённое, настолько красивое, что это не вмещалось в мой мир представления о моде, – рассказывает Татьяна. – Работа с этой женщиной и дружба открыли мне, что во всём, что мы создаём, есть душа, и наша работа – это выражение нашей любви и нашей души в этом мире».

Следующей ступенькой на пути перемен стало путешествие в Африку в 2016 году.

«Эта поездка полностью изменила всю меня! – признаётся дизайнер. – Она подарила новое осознание, понимание и видение моей жизни и жизни людей в целом! Трудно передать словами все впечатления и мои переживания. Конечно, соприкоснувшись близко с людьми, с их традициями, взглядами, настроениями, я начала переживать и видеть всю трагическую историю этого великого континента».

Больше всего в африканцах Татьяну поразила их простота, любовь к жизни, радость.

«Они всегда улыбаются, их близость к природе невозможно не заметить, – отмечает наша собеседница. – Нам можно поучиться у них этой простоте и радости жизни, они находят её даже в не самых простых условиях. Они полны доверия и благодарности природе и Богу за миг. У них я научилась больше ценить то, что каждый день даёт нам Создатель».

После возвращения домой Татьяна погрузилась в изучение истории Африки, и тогда ей в голову пришла идея воссоздать национальный африканский рисунок «Дашики» в собственном творчестве. Родиной этого рисунка, рассказывает дизайнер, считается Эфиопия, но он очень популярен во всех странах Африки, и с расселением африканских народов он распространился во все страны.

В 2017 году традиционный орнамент народов Африки лёг в основу коллекции спортивной одежды Татьяны «Возрождение».

«Вдохновившись глубоко и детально продуманными элементами этого древнего африканского рисунка, я увидела его, возрождающимся сквозь время, в новом свете и новом стиле.  Как будто в нём – отражение исторических событий и мудрости тайных знаний тех людей, которые и зашифровали их во все эти на первый взгляд непонятные символы», – рассказывает Татьяна о том, как работала над созданием коллекции.

В основе рисунка – образ Коптского Алтаря. Копты – потомки фараонов, коренного населения Древнего Египта. Прежде чем приступить к разработке коллекции, Татьяна подробно изучила историю этого народа.

«Первым цивилизациям были открыты глубокие знания, тогда общий вид и каждая деталь одежды были подробнейшим образом продуманы. Такая одежда способна пробуждать в людях определённые качества и энергию»,  – рассуждает бобруйский дизайнер о своих открытиях в процессе изучения египетских узоров.

Татьяна Олукайоде (Шепелевич) родилась

Татьяна подробно и увлечённо рассказывает о каждом элементе рисунка «Дашики»:

«Здесь каждый элемент имеет сакральное значение: четыре равноценные части коптского алтаря, размещённые по краям рисунка, символизируют четыре основные природные стихии – воздух, вода, земля, огонь. Эти элементы вечны и неизменны. В самом центре рисунка – Коптский Алтарь, это место особой силы, которая приводит в движение все стихии, место единения мужской и женской энергии, где сливаются в великую космическую симфонию Солнце и Луна, давая Великое Рождение пятому элементу, пятой стихии. Именно Он – та жизненная энергия, пронизывающая всю Вселенную, хотя и невидимая для глаз, но ощущаемая везде и повсюду – и это Безусловная Божественная Любовь!

По контуру рисунка, для усиления эффекта магического воздействия, используются изображения легендарного эфиопского (коптского) креста. Он известен как знаменитый египетский иероглиф «АНКХ». Этот древнеегипетский знак часто переводится как символ вечной жизни, победы света над силами тьмы, а также олицетворение вселенской мудрости. Его называли ключом к энергии и возрождению.  Именно этот знак я изобразила, соединив буквы Т и А, чтобы использовать его силу и магию.  Получившийся орнамент словно движется перед зрителем равномерно, в ритме со всей вселенной. Орнамент всегда замкнут в круг бытия, обегая четырехугольное поле ткани.  В этом узоре заложена глубокая идея вечного движения, бесконечности жизни».

С древним рисунком – на мировые подиумы

Коллекция Татьяны, которой она дала ёмкое название «Возрождение», в августе 2017 года была представлена на соискание премии «Russian fashion award» в Москве, где заняла первое место и была выделена оригинальностью, необычным видением спортивного молодежного стиля.

Мода Конкурс

После показа Татьяну пригласили в Дом Моды Вячеслава Зайцева.

Татьяна Олукайоде (Шепелевич)

В конце октября 2017 года коллекция, дополненная новыми моделями, в обновлённом, законченном виде, была представлена на  показе там, где она и родилась – в Африке, в городе Йоханнесбург в ЮАР и на Неделе Моды в Кинша́са в Демократической Республике Конго.

Работы Татьяны были отмечены своей оригинальностью и новизной, ведь в них сочеталось, казалось бы, невозможное для людей Африки – древний возрождённый рисунок «Дашики» и современный спортивный стиль.

«Это сочетание произвело такое сильное впечатление, что ещё несколько недель после показа люди и газеты Африки обсуждали эту смелую коллекцию», – вспоминает Татьяна.⠀

Одежда

Зимой 2017 года наша землячка создала коллекцию повседневной одежды, используя всё тот же рисунок.  Она была успешно продана в Африке.

Коллекция одеждыОдеждаВ 2018 году Татьяна отправилась в Европу, в столицы мировой моды. Результатом этой поездки  в 2019 году стала Золотая коллекция  роскошной одежды в стиле Sport-Chic, которая состоит из женских костюмов, женских кардиганов и костюмов для девочек.

Но больше всего дизайнера продолжали привлекать национальные узоры и традиции. Девушка отправилась в Узбекистан. Там она создала национальную коллекцию «Bibi Xonim», «отразившую всю роскошь и красоту узбекских тканей и традиционных рисунков, в новом стиле современной одежды», как описывает сама Татьяна.

Мода

Первая часть этой коллекции была представлена на GLOBAL TEXTILE DAYS TASHKENT 2019, где была выделена гостями из Турции, которые пригласили Татьяну на показ в Каппадокию.

О пандемии, изоляции в Бобруйске и белорусском орнаменте

А в этом году путешествия по модным столицам и показам пришлось поставить на паузу. Разгар пандемии Татьяна застала на Родине, в Бобруйске.

«И я  благодарна судьбе и планете, которая разогнала всех нас по домам, –  говорит наша собеседница. – По-моему, лишь с одной целью, – чтоб мы навели порядок, начиная со своей комнаты, дома, семьи, дел, мыслей, постоянно уводящих нас от самих себя и от настоящего момента».

Сама Татьяна в изоляции наедине с собой подводит итоги проделанной работы и думает о дальнейшем творческом пути.

Мы не могли не спросить Татьяну, что она думает о национальных рисунках своих предков, своей родной страны – Беларуси, и можно ли с ними покорить мир моды. Дизайнер рассказала, что, конечно, она изучала и родные орнаменты.

«Для белорусов символы орнамента был неотъемлемой частью жизни. Вообще, наши предки никогда не вышивали и не ткали рисунки, которые не несут в себе никаких зашифрованных значений, – рассказывает Татьяна.  –  Абсолютно каждый узор несёт в себе тот или иной смысл, раскрывает определенную идею. Одни узоры символизируют память, вторые высказывают обращение к богам-покровителям, третьи олицетворяют природные явления, четвертые отображают чувства и надежды человека. Нельзя исключать это богатое прошлое и силу, заключённую в нём, из нашей современной жизни и, конечно, одежды».

Татьяна убеждена, что придёт время, и белорусы оценят своё наследие. А чтобы этот момент приблизить, дизайнеры могут уже сегодня попробовать соединить национальный рисунок с новым временем так, чтобы это не оставило равнодушными не только жителей Беларуси, но и остальной мир.

По мнению Татьяны, задача белорусских дизайнеров – вывести наши национальные узоры на мировые подиумы. Тогда в обществе возродится интерес к культуре одежды наших предков.

Больше о нашей талантливой землячке и её творчестве – в её инстаграме @tsianaolukayode.

 

Марина Михневич