Домой В регионе Дом купчихи Кацнельсон: история, сегодняшний день и каким он мог бы быть,...

Дом купчихи Кацнельсон: история, сегодняшний день и каким он мог бы быть, но вряд ли станет

В особняке начала ХХ века, известном как «зелёная библиотека, – памятнике деревянного модерна и настоящем украшении Бобруйска – могли бы разместиться картинная галерея, кофейня, книжная лавка, креативный центр, гостиничные номера. По результатам конкурса, который проводился горисполкомом, в здание переедет местное рекламное агентство. «Бобруйский курьер» поговорил о судьбе особняка с конкурсантами и экспертами.

Особняк как сувенир на память о Прибалтике?

По имеющейся на сегодняшний день информации, деревянный особняк в стиле модерн был построен на улице Интернациональной – бывшей Присутственной – в 1912 году. Якобы купчиха Пая-Брайна Кацнельсон, занимавшаяся торговлей лесом, увидела  этот дом где-то в Прибалтике. И он ей настолько понравился, что она решила перевезти его в Бобруйск.

Существует, однако, предположение, что особняк был построен несколько раньше, чем в 1912 году. В пользу этого допущения выступает фотография, сделанная с колокольни костёла в начале прошлого столетия. На этом снимке отчётливо виден дом Кацнельсон, но отсутствует особняк по улице Пушкина, где сейчас размещается Национальный олимпийский комитет, и который также датируется 1912 годом.

После Октябрьской революции, в ноябре 1918 года, в здании разместился уездный революционный комитет, а затем – уездный исполком. В 1970-е годы особняк отдали в распоряжение районной библиотеки. Тогда-то и прижилось название «зелёная библиотека».

В 2014 году дом был признан аварийным – в одной из комнат обрушился потолок, и библиотеку переселили. С того времени особняк пустует.

В 2007 году дом купчихи Кацнельсон был внесён в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь под категорией 3 – историко-культурная ценность регионального значения.

Победитель получает оплачивает всё

В декабре 2020 года Бобруйский горисполком решил найти для одного из красивейших зданий города нового собственника. С этой целью был организован конкурс. Тому, кто предложит лучшую идею по использованию здания, памятник архитектуры доставался бесплатно. Правда, с некоторыми условиями. Так, ввести объект в хозяйственное пользование новый собственник обязуется в течение трёх лет после подписания договора о безвозмездной передаче. Также новый хозяин должен создать на базе объекта не менее пяти рабочих мест, и это в течение шести месяцев в даты начала осуществления предпринимательской деятельности. Рабочие места необходимо сохранить до полного выполнения всех условий договора. Также, пока не будут выполнены эти условия, собственнику запрещено продавать или каким-либо иным способом отчуждать здание.

Согласно условиям участия, победитель обязан был возместить затраты на организацию и проведение конкурса в течение пяти рабочих дней с даты проведения конкурса и до подписания договора безвозмездной передачи здания в частную собственность. И только после возмещения этих затрат собственник мог претендовать на подписание договора о безвозмездной передаче.

Кроме того, как рассказала одна из участниц конкурса, директор частного предприятия по оказанию услуг «Креативный парк», Наталья Халанская, владелец здания обязан оплатить налог на землю – 1500 рублей в год, и налог на недвижимость – 1% от стоимости объекта. Оценочная стоимость здания на 1 ноября 2020 года, как сообщалось на сайте исполкома, составляла 260 500 рублей.

Также новый владелец должен в течение 30 календарных дней со дня возникновения права собственности на имущество подписать охранное обязательство, поскольку здание имеет статус историко-культурной ценности. В соответствии с этим обязательством, большинство ремонтных работ на объекте можно выполнять только после согласования и под контролем Министерства культуры.

Экс-зелёная библиотека как объект креативной экономики

Бобруйчанка Наталья Халанская, хозяйка тайм-клуба «1387», директор частного унитарного предприятия по оказанию услуг «Креативный парк», к бывшей «зелёной библиотеке» присматривалась давно. Предпринимательница хотела в первую очередь сохранить здание, уже несколько лет пустовавшее, а также разместить там что-то вроде городского культурного центра, креативного пространства. По словам Натальи, к работе готова была подключиться команда бобруйских предпринимателей.

В своём конкурсном предложении Наталья делала акцент на том, что 2021 год ООН объявила Международным годом креативной экономики в целях устойчивого развития, а дом купчихи Кацнельсон как раз может быть реализован как «уникальный объект оказания услуг в сфере креативной экономики». По мнению предпринимательницы, бывшая «зелёная библиотека» может помочь привлечь в город инвестиции.

В доме купчихи Кацнельсон директор «Креативного парка» и её команда планировали разместить:

— галерею современного искусства,

— кофейню с атмосферой Дома купчихи,

— книжную лавку/библиотеку,

— зал для мероприятий,

— архитектурное бюро,

— креативный хаб по разработке уникальных городских продуктов,

— офисные помещения под аренду для новых предприятий в сфере креативных индустрий.

Креативный хаб с учётом лучшего европейского опыта

Предприятие Натальи Халанской было готово забрать здание на баланс в 2023 году и создать там не менее шести рабочих мест, но для этого предпринимательница выдвинула ряд своих условий. В частности, Наталья не могла принять объект без полного обследования и составления проектно-сметной документации для ремонтных и реставрационных мероприятий. При этом «Креативный парк» с партнёрами готовы были взять на себя часть финансовых расходов по подготовке этой документации. По словам предпринимательницы, они с коллегами и экспертами предварительно осматривали здание внутри, и пришли к выводу, что, прежде чем начинать какую-либо хозяйственную деятельность, дом нужно основательно отремонтировать. По словам Натальи, необходимость ремонта видна невооружённым глазом, что подтверждается переданными нам предпринимательницей фотографиями.

Также, уже в ноябре 2021 года «Креативный парк» готов был разработать и представить на публичное обсуждение проект креативного хаба с вовлечением экспертов из различных сфер (архитектура, история, дизайн, литература и т.п.) с учётом «лучшего европейского опыта».

В 2022 году Наталья планировала проведение ремонтно-реставрационных работ, а в 2023 – запуск Креативного центра.

«Дом купчихи Кацнельсон – это важное для меня здание, можно сказать, я выросла здесь. Когда здесь была библиотека, в детстве и юности я проводила здесь много времени, участвовала во многих мероприятиях, а когда окончила школу, сама организовывала здесь многие мероприятия, — рассказала Наталья Халанская о том, почему ей небезразлична судьба здания. — У меня давно были идеи по использованию особняка, но я всегда рассматривала это как партнёрские проекты с государством. Потому что это здание принадлежит нам всем, это наше общее наследие, оно было до нас и должно остаться нашим детям и внукам. Поэтому, хоть этот год вообще не самый удачный для начала каких-либо новых проектов, когда внезапно в декабре появилась информация про конкурс, мы решили в нём поучаствовать».

Проект-победитель: рекламное агентство, архитектурная подсветка, музей под открытым небом

Европейский креативный хаб, возможно, и появится в Бобруйске, но не в доме купчихи Кацнельсон. Победителем конкурса стал директор рекламного агентства «Престиж» Андрей Шафоростов. В конкурсной заявке он обещал использовать здание для расширения своего агентства, а рядом на специальной площадке создать музей под открытым небом, посвящённый истории особняка.

В беседе с «Бобруйским курьером» Андрей рассказал, что сейчас, на этапе подписания документов и переоформления здания, не готов давать какие-либо комментарии.

«Да, в здании планируется разместить рекламное агентство. В музее отразим историю особняка, она у нас уже с большего собрана. Сделаем стеллаж, где можно будет что-то прочитать, сфотографироваться, -– говорит новый собственник «зелёной библиотеки» о её дальнейшей судьбе. – Но в любом случае пока мы не подпишем все документы и не будем иметь письменных ответов на всё, я не могу говорить о том, что мы можем сделать. Мы будем делать всё в рамках нашего конкурсного предложения, а именно – архитектурная подсветка здания, музей под открытым небом, и наш офис. К этому мы сейчас и идём. Ещё очень много надо согласовать, не так всё просто, как хотелось бы. Мы уже делали много проектов для города, почему бы не сделать и этот? Да, это непросто, но я увидел в этом смысл, время покажет, прав я или нет».

Идея вернуть особняку аутентичный вид не впечатлила жюри конкурса?

Нам передал свои конкурсные материалы и ещё один участник конкурса, который на данном этапе пожелал остаться анонимным. Его основной идеей была реставрация дома купчихи Кацнельсон и возвращение зданию аутентичного вида. После ремонтных и реставрационных работ в особняке планировалось разместить административные помещения и гостиничные номера. В своём предпроектном решении конкурсант подчёркивает, что первоначально дом купчихи Кацнельсон имел несколько другой вид. В частности, вход по центру главного фасада, к которому мы привыкли, отсутствовал. Одна из дверей в дом находилась справа, если стоять лицом к фасаду. А парадный вход находился и вовсе с обратной стороны здания ближе к улице Пушкина. Как доказательство этого автор проекта приводит декоративный портал вокруг одного из окон в задней части здания, который опускается до самого фундамента, «словно обрамляет не окно, а входную дверь». Автор проекта предлагает вернуть эту дверь, а на месте существующего парадного входа восстановить оконный проём.

Конкурсант также обращает внимание, что на старых фотографиях отсутствуют пирамидальные завершения бельведеров.

Автор предпроектного решения предлагает восстановление аутентичных интерьеров – заменить в здании внутренние дверные блоки, напольное покрытие, вместо обычных потолков сделать кессонные.

Кроме того, согласно тексту проекта, необходимо вскрытие черновой подшивки потолков в центральной части для обнаружения мест закладывания под лестницу, которая являлась основной, парадной. Существующая лестница, по мнению автора проекта, не могла использоваться в качестве основной, так как выходила непосредственно в тамбур, ведущий наружу, а также имеет размеры, неудобные для спуска и подъёма.

Вокруг здания предлагается сделать живую изгородь из зелёных насаждений, пешеходные дорожки покрыть мелкоштучной бетонной плиткой, имитирующей «старый город», организовать вдоль улицы Интернациональной дополнительную парковку на 8 машиномест.

По словам автора, его проект единственный из представленных на конкурс предполагал возвращение аутентичного вида особняка.

«Запущенность ощущается во всём»

По мнению экспертов, прежде чем говорить о какой-то новой функции особняка, необходимо позаботиться о его ремонте и сохранении для потомков, а работа на этом «поле» потребуется серьёзная. За экспертным комментарием мы обратились к Владимиру Галущенко – некогда главному архитектору Бобруйска, спроектировавшему в том числе знаменитый дом-скворечник возле главпочтамта, ныне – директору собственной творческой мастерской.

По словам Владимира Павловича, поскольку у особняка купчихи Кацнельсон было много арендаторов, пользователей, но не было одного хозяина, то «запущенность ощущается во всём – в кровле, перекрытиях». А дерево требует постоянного обслуживания, ухода.

«Состояния дома плохое, – говорит архитектор. – Идут протечки, а дерево очень боится влаги. Но это то, что видно невооружённым глазом сейчас. А «вскрытие» – более детальное обследование – покажет ещё больше недостатков. Когда там находилась библиотека, здание поддерживали с фасада, как-то защищали древесину, а в остальном…..Сейчас мы видим, что кровля течёт во многих местах, внутри – обвалившаяся штукатурка, кое-где сгнило дерево. На чердаке когда-то провалилась крыша, там видно, что меняли фальцевую кровлю, так старую просто сняли, и поставили новую, не выполняя никакой защиты. Оставили старые стропильные ноги, старую обрешётку, всё это почерневшее от времени, где-то сгнившее. Но надо было сделать крышу – её и сделали, не подумав обо всём остальном».

По мнению Владимира Галущенко, самое главное – сохранить здание.

«Здание очень ценное и внешним видом, и исторически. Ведь деревянный модерн у нас вообще почти не сохранился,  – говорит архитектор. – А что касается использования – думаю, уместно было бы там разместить какую-нибудь художественную школу, кружки для детей и молодёжи, в общем, дать зданию образовательную функцию».

В наших видеосюжетах смотрите рассказ Натальи Халанской о конкурсе, краеведа Олега Красного – об особняке, и мнения бобруйчан о том, что бы они хотели видеть в бывшей «зелёной библиотеке».

 

Марина Молчанова