Домой Права человека Борьба с тунеядством: куда идем и что получим

Борьба с тунеядством: куда идем и что получим

Декрет о тунеядстве грозит протестами, ростом эмиграции и возобновлением санкций в отношении официального Минска.

Такие последствия воплощения декрета № 3 прогнозирует «Правовая помощь населению» (Киев, Украина).

2 апреля Лукашенко подписал декрет № 3 «О предупреждении социального иждивенчества». Фактически Беларусь ввела обязательную трудовую повинность на неработающих граждан. Правительство решило таким способом пополнить истощавший бюджет страны за счет введения налогового сбора с «тунеядцев».

Такой декрет не должен был появиться на правовом поле Беларуси вообще. А подписанный и реализуемый декрет трудно выполнить на, поскольку он нарушает массу законов и международных соглашений.

Декрет № 3 вступает в противоречии с международными договорами, которые Беларусь подписала в рамках Международной организации труда. Целесообразно было бы сначала проект декрета № 3 представить экспертам МОТ, поскольку любой гражданин, который подпадет под юрисдикцию данного Декрета, то в будущем сможет подать жалобу о проверке правомерности решений правительства Беларуси в отношении налогового сбора с неработающих граждан и их участие в принудительных работах.

Декрет № 3 вступает противоречит ст. 8 ч. 3 Международного пакта о гражданских и политических правах «… Никто не должен принуждаться к принудительному или обязательному труду…».

Понятие о запрете на принудительный труд закреплено в ч.4 ст. 41 Конституции Республики Беларусь, в ст. 13 Трудового кодекса Республики Беларусь, а это значит, что гражданин Беларуси сам решает работать или не работать.

Руководитель государства при подписании Декрета № 3, нарушил ст. 101 Конституции Республики Беларусь и ст. 63 Закона «О нормативных правовых актах», которые запрещают принимать нормативно-правовые акты с обратной силой. По декрету, граждане обязаны отчитаться перед государством в 2016 году, если они проработали меньше 183 дней (6 месяцев), начиная не с апреля 2015 года, а с 1 января 2015 года.

Обратная сила разрешается только в том случае, если новый закон облегчает положение граждан.

Постановление Совета Министров № 771 от 15.09.2015 года «Об установлении порядка привлечения административно арестованных к выполнению общественно-полезных работ», принятое в развитие декрета, обязывает арестованного в течение 8 часов в день работать бесплатно. Оно противоречит международным договорам, Конституции Республики Беларусь, а также ст.ст. 18.5, 18.8 Процессуально-исполнительному кодексу Республики Беларусь об административных правонарушениях, согласно которым арестованные могут привлекаться к работе только с их согласия. Медицинское страхование обеспечивается нанимателем. С такими лицами заключается договор подряда, по которому производятся выплаты по окончанию выполненных работ.

Не разработан порядок подготовки арестованных для принудительных работ (должно быть заключение врачей, иметь профессиональные навыки).

Декрет № 3 не решит проблему социального иждивенчества, но обострит напряжение между гражданином и государством.

Жертвы государственного тунеядства

Под действие декрета № 3 не должны попасть следующие группы граждан, однако одним росчерком пера они записаны в тунеядцы. Кто они?

Гражданин Беларуси, иностранный гражданин или гражданин без гражданства, решил сменить место работы, будет обязан в течение полугода трудоустроиться на новую работу, хотя у него есть собственные накопления, чтобы спокойно найти себе достойную работу;

— трудоспособные граждане, которые хотят и желают работать, но из-за экономического кризиса, когда разоряются предприятия, идут сокращения рабочих мест, а также из-за бюрократизма органов власти (отсутствия требуемых каких-либо справок, не прошел в сроки комиссию по сложным специальностям и т. п.), будут вынуждены платить налоговый сбор;

— не часто, но бывают случаи, когда женщина устраивается на временную работу на место работника, который вышел в декретный отпуск. По выходу работника на свое прежнее место временный работник обязан освободить рабочее место. Но во время временной работы женщина забеременела. В таком положении ни одно предприятие не возьмет её на работу;

— гражданин вступил в наследство или получил доход от проданного имущества, возможно, кто-то выиграл крупную сумму в лотерею либо получил доход не от постоянной работы (уплачены всевозможные налоги, сборы), но на рынке труда нет вакансий, которые бы устраивали гражданина, но он может позволить себе определенное время не работать;

— есть лица, постоянно не имеющие места жительства и постоянной работы (в народе называют «бомж»), как правило, люди с тяжелыми судьбами, они в принципе не смогут уплатить такой налог из-за бедственного положения;

— некоторым трудоспособным гражданам остается до пенсии десять, пять или полгода, но такой категории людям практически невозможно на рынке труда найти работу в связи с большой конкуренцией. Начинать им переучиваться на новую специальность практически нереально. Есть негласное ограничение по возрасту среди нанимателей;

— большой вопрос будет с молодежью (не имеющих высшего образования или какой-либо специальности), которая хочет работать, но на рынке труда им будет сложно найти хорошо оплачиваемую работу, чтобы они могли жить достойно, по причинам экономического спада экономики, закрытия предприятий;

— в декрете № 3 сказано, что от налогового сбора освобождаются лица, которые ведут подсобное хозяйство в сельском населенном пункте или поселке городского типа. Но ничего там не сказано про жителей городов, у которых также есть подсобное хозяйство в частном секторе. К примеру, в Минске и других крупных и средних городах, достаточно таких жителей, которые ведут личное подсобное хозяйство. Человек обрабатывает землю, выращивает овощи, содержит домашний скот, а излишки продукции продает государству или другим гражданам;

— достаточно много беларусов выезжает на заработки в Россию. Как правило, кто работает несколько месяцев подряд, кто-то пару недель (правда, тем, кто уезжает на заработки в Россию, доказать это будет сложно — штампов в паспорте при пересечении границы не ставят). Они привозят деньги и содержат семьи. Большинство из них не работает больше полугода. Так что еще одна из больших по многочисленности групп граждан столкнется с несовершенством закона;

— в Декрете № 3 указано, что граждане, занимающиеся творческой деятельностью, не будут платить налоговый сбор, если они состоят в творческом союзе или имеют сертификат творческого работника.

Правда, государство будет определять, является ли его деятельность творческой. С этой целью при Министерстве культуры будет создана комиссия, которая будет выносить решение о придании статуса творческого работника. После этого выдается сертификат творческого работника. Не исключено, что из-за разной трактовки чиновников часть людей не получит такой статус. Уже были случаи;

— сейчас очень распространена такая деятельность, как фрилансеры — фотографы, журналисты, которые непосредственно не числятся в каких-либо организациях, фирмах, но свой продукт продают редакциям СМИ, интернет-порталам и другим. Их работа является не постоянной, все зависит от поиска заказчика;

— граждане, кто стал на учет в центр занятости, не уплачивают данный налог. Однако если государство дважды ему предложит работу (2,5 млн. белорусских рублей, что для Минска очень низкая зарплата), а человек откажется, то его снимают с учета. С этого момента он подпадает под декрет № 3.

— в Беларуси есть большая категория лиц, кто участвовал в боевых действиях в Афганистане, а также ликвидаторы последствий на Чернобыльской АЭС, которые не работают по причине слабого здоровья, но не относятся к категории инвалидов.

Чем обернется борьба с тунеядством?

В условиях экономического кризиса «налог на тунеядство» ударит по многим семьям и может спровоцировать социальные протесты.

Неуплата налогового сбора приведет к росту административных арестов с обязательным привлечением к принудительному труду без оплаты, что вызовет рост жалоб в Комитет по правам человека ООН.

«Тунеядцы», прошедшие через горнило административных арестов усмтремятся в ЕС и США, где будут просить политического убежища.

Уже сейчас беларусы вырабатывают механизмы уклонения от налогового сбора, что приведет к теневому рынку труда по уходу от оплаты соответствующего сбора.

Отсутствие перспективы в Беларуси, экономический кризис, закостенелая власть вынудит профессионалов искать работу в ЕС, США, на Ближнем Востоке, в Китае, России. В первую очередь по этому пути последует образованная и перспективная молодежь.

ЕС и США могут вернуться к возвращению санкций в отношении официального Минска: из-за незаконных арестов, принудительных работ во время отбытия ареста, гражданское общество будет снова поднимать вопросы об усилении и расширении санкций, ограничительных мер против должностных лиц, кто своими решениями нарушает права человека в Беларуси. ЕС и США будут вынуждены реагировать на мнение общественности.

Что делать?

«Правовая помощь населению» считает необходимым приостановить действие декрета № 3 до тех пор, пока Конституционный суд не даст правовую оценку соответствию декрета № 3 Конституции Республики Беларусь, международно-правовым договорам и действующему

Направить декрет № 3 на правовую экспертизу в Международную организацию труда.

Если государство считает, что часть граждан недоплачивает налоги, сборы в бюджет государства, то для этого не надо создавать новый правовой механизм для получения таких доходов, поскольку есть Налоговый кодекс Республики Беларусь и Закон Республики Беларусь «О декларировании физическими лицами доходов и имущества».

Олег Волчек, руководитель правозащитного центра «Правовая помощь населению», «Салiдарнасць»