Домой Культура Юрий Хармелин: «Наш театр повсюду нравится!»

Юрий Хармелин: «Наш театр повсюду нравится!»

Фрагмент спектакля «Про Федота-Стрельца удалого молодца»Фрагмент спектакля «Про Федота-Стрельца удалого молодца»
Режисер Юрий ХармелинРежисер Юрий Хармелин

Конец октября подарил бобруйским театралам гастроли Государственного молодежного драматического театра «С улицы роз» из Молдовы. Восемь запоминающихся спектаклей (пять вечерних и три утренних), принятых на «ура!», представил кишиневский театр на суд бобруйчан.

И хотя это уже не первая встреча на сцене «дунинцев» с молдавской труппой (до этого была лирическая комедия «Кантор» в 2007 году и в прошлом году в рамках фестиваля национальной драматургии «Тройкасемеркатуз» (мистическая драма по мотивам повести Александра Пушкина «Пиковая дама»), лишь столь обширная гастроль могла помочь составить целостное впечатление о театре. Театре во многом авторском, родившемся из драмкружка и выросшем до масштабов «государственного», но с неизменным руководством Мастера искусств Молдовы Юрия Хармелина. Все спектакли (за исключением одного детского), привезенные в наш город, поставлены им, а роли в них играют актеры, в большинстве своем взращенные именно художественным руководителем театра. По окончании последнего спектакля мы побеседовали с Юрием Аркадьевичем о ходе гастролей и их итогах.

Смотря как рассматривать итоги, если с точки зрения знакомства с городом и публикой, то впечатления самые добрые. Нас хорошо принимали, у нас было много аплодисментов Если с точки зрения материальной, мы фактически в убытке. Затраты на гастроли, дорога сюда очень дорогие. Для того чтобы выйти хотя бы на «ноль», наверное, надо, чтобы два раза в день утром и вечером были аншлаги, а их, увы, почти не было. Если в зале есть пустые места, то мы в пролете!.. Однако не все меряется финансами, хотя без них планировать дальнейшее сотрудничество невозможно, а его хочется продолжить. И в этом смысле, хочется думать, что ваш театр использовал далеко не весь организационный потенциал, что есть ещё какие-то ресурсы. У нас тесные дружеские отношения с Беларусью и Бобруйском, в частности. У вас мы уже в третий раз.

Теперь последует ответный визит «дунинцев», правда, не с гастролями, а для участия в фестивале со спектаклем «Хочу стать хомячком», который организует ваш театр

С 24 ноября по 1 декабря мы впервые будем проводить такой грандиозный фестиваль. Это будет Международный фестиваль камерных театров и спектаклей малых форм «МОЛД.ФЕСТ.РАМПА.РУ». В нем будут участвовать спектакли только на русском языке. Среди участников фестиваля театры из восьми стран, в том числе и ваш бобруйский театр.

Юрий Аркадьевич, как вам живется и работается в Молдове?

Очень сложно. Вот уже семь лет мы не можем достроить здание нашего театра, мы работаем в маленьком зале Хорошо, что наш театр нравится повсюду и нас много зовут, иначе мы бы не выжили. Сейчас к власти пришли другие люди, ориентированные на Запад. Поэтому русскому театру, играющему на русском языке, будет ещё труднее.

У вас работают очень интересные молодые актеры. Как вы формируете вашу труппу?

В театре есть ещё театральный лицей, в котором мы обучаем детей от 1-го до 12-го класса. Кроме того, при театре есть театральный факультет. Я являюсь директором лицея и деканом этого факультета, то есть «три в одном»! Готовим профессиональных артистов по специальности «Актер драматического театра и кино».

Взрослые спектакли театра «С улицы роз» хоть и были чрезвычайно разнообразны, но всех их отличала замечательная режиссура с тонким чувством жанра и великолепная работа актеров. Комедия-лубок Леонида Филатова «Про Федота-Стрельца удалого молодца» расположила зрителя артистическим задором, а также «живой музыкой» и русскими народными песнями и танцами в исполнении актеров. Мелодрама американского драматурга Б. Лейбоу «А шэйн мэйдл (Красивая девочка)» о холокосте второй мировой войны на примере судьбы одной еврейской семьи из Польши тоже мало кого оставила равнодушным. В пронзительной исповеди Эрика-Эммануила Шмитта «Оскар и розовая дама» о последних днях жизни безнадежно больного 10-летнего мальчика режиссер и артисты не чураются и не боятся темы смерти. Разговор о ней, хоть и не привычен для зрителя, но получается у творцов очень глубоким, философским и метафоричным. Откровенной выдалась и пластическая драма И. Гриншпуна об Эдит Пиаф «Падам Падам» с молодой Ольгой Софриковой в главной роли. Не столь однозначно восприняли зрители документально правдивую драму Василия Сигарева «Божьи коровки возвращаются на Землю» (единственную постановку, шедшую на протяжении двух вечеров). Но здесь, скорее всего, имелся организационный просчет: о наличии в спектакле ненормативной лексики необходимо предупреждать загодя и громче Тем не менее, уверен, что многие бобруйчане впервые встретились (по крайней мере, на сцене нашего театра) со спектаклями столь высокого уровня и такого накала. Театр может (а некоторые считают, что должен) быть и таким!

Семен ПОРТОВЦЕВ. Фото Александра ДЕМЕЩЕНКО

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Напишите свой комментарий!
Введите здесь ваше имя