Домой Права человека Хельсинкская комиссия: Белорусский режим бесповоротно разрушает надежды на демократическую либерализацию

Хельсинкская комиссия: Белорусский режим бесповоротно разрушает надежды на демократическую либерализацию

Намеки на какое-либо развитие демократии в Беларуси резко прекратились 19 декабря 2010 года, вслед за новейшими выборами, которые были последними в долгой череде выборов, проводимых с огромными нарушениями.

В ночь после выборов произошел беспрецедентный, жестокий и кровавый разгон сторонников оппозиции, включающий массовые аресты демонстрантов и кандидатов, которые бросили вызов Александру Лукашенко. Даже перспективы финансовых стимулов со стороны Евросоюза и других стран не смогли удержать режим, твердо решивший удержать власть. Тактика сильной руки, примененная в ночь после выборов и после неё, подтверждает, что основное свойство режима Лукашенко — то, что он сохраняет повсеместно распространённый, хотя и неявный, климат страха для подавления несогласных.

В отчете Миссии наблюдателей ОБСЕ после выборов, появившемся 20 декабря, был сделан вывод, что «Беларусь все еще должна пройти долгий путь, чтобы отвечать взятым на себя в рамках ОБСЕ обязательствам, хотя некоторые ограниченные улучшения были произведены. Ночь после выборов была омрачена задержаниями большинства кандидатов и сотен активистов, журналистов и представителей гражданского общества.» Хельсинская комиссия, правительства США и стран Европы, как и западные НГО, осудили кампанию насилия и репрессий со стороны режима и призвали освободить кандидатов в президенты, сотни мирных демонстрантов и более двадцати журналистов, освещавших демонстрацию. Более того, кибер- милиция прекратила работу многих интернет-сайтов и социальных сетей. Репрессивные действия продолжались, включая вторжения КГБ и милиции в офисы оппозиционных партий, НГО, личные квартиры активистов и журналистов, редакции независимых СМИ.

Выражая недовольство негативной оценкой выборов со стороны ОБСЕ, Лукашенко отказался продлить мандат офиса организации в Минске, тем самым изгнав ОБСЕ из страны. Единственный глава государства, кто также совершил такое изгнание, был Слободан Милошевич. Ожидаются дальнейшие события, так как председательство в организации с 56 странами-участницами переходит к соседней Литве.

Представители Хельсинской Комиссии были частью миссии наблюдателей за выборами в Беларуси, возглавляемой Тони Ллойдом, членом Британского Парламента. Мы наблюдали за процессом голосования и подсчетом голосов в Минске и Полоцке, историческом городе, который находится в 120 милях на север от столицы. Наши наблюдения в день выборов не расходились с тем, что увидели 450 остальных наблюдателей ОБСЕ, представляющих 44 страны-участницы, и которые работали по всей стране. Процесс голосования был оценен как «хороший» или «осень хороший» на подавляющем большинстве участков для голосования, где проводилось наблюдение, в то время как подсчет голосов был оценен как «плохой» или «очень плохой» в почти половине наблюдаемых участков, что доказывает современность изречения Сталина «Не важно, как голосуют, а важно, это кто и как будет считать голоса.»

Подсчет голосов в Новополоцке был явно непрозрачным, так как и международных и белорусских наблюдателей (большинство из которых, как выяснилось, были представители про-государственных организаций), не подпускали к столам, где проводился подсчет голосов, что делало невозможным увидеть, что написано в бюллетенях. Когда члены Хельсинской Комиссии несколько раз спрашивали об этом, председатель участковой комиссии вежливо настаивал, что решение об этом было принято им и другими членами избирательной комиссии, предлогом чему было желание, чтобы наблюдатели «не мешали процессу подсчета голосов». Между тем, на избирательном участке в Минске нашим представителям было позволено ближе наблюдать процесс подсчета голосов, хотя им и не дали увидеть, что написано на каждом бюллетене. При таком сомнительном способе подсчета голосов присутствующие не знают, каким образом председатель комиссии считал голоса. Белорусского наблюдателя, который откровенно высказывал свое мнение, впоследствии удалили с участка другие члены комиссии, потому что он «был помехой» при подсчёте голосов.

В то время как в период, предшествующий выборам, были замечены некоторые процедурные улучшения и смягчение ограничений нормальной политической активности, электоральный механизм на каждом уровне оставался под строгим контролем режима. У кандидатов были большие возможности для живых выступлений по телевидению, чем во время предыдущих выборов, и по большей части у кандидатов были возможности для свободных встреч с избирателями. Однако это не превратилось в единые правила игры для всех кандидатов, так как Лукашенко пользовался несоразмерными преимуществами в контролируемых государством СМИ. Показательный факт — только 0,26% всех членов окружных избирательных комиссий и 0,70% членов территориальных избирательных комиссий были представителями оппозиционных партий.

Ясно, что ограниченные улучшения не привели к свободным и честным результатам, и был объявлен только победный отрыв Лукашенко от конкурентов на выборах. 20 декабря Белый дом сделал заявление, цитирующее критическую оценку ОБСЕ, подчеркивая, что «США не могут признать легитимными результаты президентских выборов, объявленные Белорусской Центральной избирательной комиссией» ранее в тот же день. Даже экзит-поллы, устроенные властями, противоречили официальным результатам ЦИК, показывая более низкие проценты поддержки Лукашенко, и более высокий процент голосов за Андрея Санникова и Владимира Некляева, ведущих оппозиционных кандидатов, против которых власти применили насилие, и которые вместе с несколькими другими кандидатами были заключены в тюрьму. Независимые исследователи общественного мнения и аналитики тоже считали, что Лукашенко получил намного меньше, чем официально заявленные почти 80% голосов. Некоторые давали ему менее 50 процентов голосов, которые нужны для того, чтобы избежать второго тура против единого оппозиционного кандидата.

Принимая во внимание чрезвычайные репрессии и нечестные выборы, надежды и ожидания на даже скромный прогресс в области демократии и прав человека, исчезли. Своими репрессивными и недемократическими действиями Лукашенко показал, что он не позволит значительных реформ, и сделает все, чтобы сохранить абсолютную власть. Этот основной императив, несомненно, перекрыл улучшившиеся отношения с США и особенно Европейским Союзом, которые казались вполне возможными перед днем выборов, и могли привести к получению такой необходимой финансовой помощи.

В бессвязной телевизионной пресс-конференции на следующий день после выборов, Лукашенко принижал то, что он назвал «безмозглой демократией», и в то же время дерзко заявлял об отсутствии страха. Несмотря на его показную смелость, белорусский лидер явно боится перспективы участия в действительно свободных и справедливых выборах. На фоне десятилетия мошеннических президентских и парламентских выборов и незаконного референдума, Беларусь, к сожалению, не стала ближе к восстановлению легитимности исполнительной и законодательной структур, а перспективы существенных изменений кажутся отдаленными. Во вред белорусскому народу, режим Лукашенко снова сам избрал путь изоляции.

Орест Дейчакивский, Рональд МакНамара и Джош Шапиро, Комиссия по безопасности и сотрудничеству в Европе (Хельсинкская комиссия при Конгрессе США)

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Напишите свой комментарий!
Введите здесь ваше имя