Домой Культура Возвращение мастера: Бобруйский музей получил в дар картину Эдуарда Белогурова

Возвращение мастера: Бобруйский музей получил в дар картину Эдуарда Белогурова

29.03.2018, Бобруйск. Передача картины Эдуарда Белогурова администрацией средней школы №2 Бобруйскому художественному музею

В художественных кругах этого человека не только хорошо знали, но и ненавидели. За талант, умение отстаивать свою точку зрения и ту успешность, которой могли похвастать далеко не все бобруйские художники. Эдуард Белогуров был первым из живописцев Бобруйска, кому после распада СССР удалось пробиться со своими работами на Запад. И – стать чужим среди коллег в родном городе.

Талантливый монументалист, он успел создать сотни прекрасных работ, которые получили высокую оценку в СССР. Тогда собратья по кисти обвиняли Эдуарда Белогурова в коньюнктуризме, считая, что он умело подстраивается под идеологические штампы. Спорить с этим трудно в части сюжетов, многие  из которых были посвящены военной тематике или же трудовым будням людей почетных профессий. Но сегодня, если отбросить все условности, можно без преувеличения утверждать: в Бобруйске родился и жил по-настоящему талантливый живописец, который мыслил образами, но часто становился заложником обстоятельств. Свои первые наброски он сделал в старом родительском доме на улице Сакко, а первые уроки живописи получил в студии Белявского – педагога от Бога.

До недавнего времени в городском художественном музее хранилась всего лишь одна работа Эдуарда Белогурова – портрет матери. Ее передал в дар Бобруйску брат-близнец художника Леонид в 2014 году, незадолго до своей смерти. 29 марта администрация школы № 2 торжественно вручила музею вторую работу, которая была создана специально для этого учебного заведения в 1985 году. Здесь в свое время учились дети Белогурова – сын и дочь.

У картины, которая несколько десятилетий провисела в учительской, а потом в кабинете истории, нет названия, и сотрудники музея негласно именуют ее «Женщины войны». Тематика говорит сама за себя, а вот содержание – отдельный предмет для разговора.  Автор сумел передать главное – весь спектр эмоций своих героинь, от отчаянья до надежды. И именно это бесценно.

Творческое наследие Эдуарда Белогурова, который ушел из жизни в 1998 году, по самым скромным подсчетам составляет несколько сотен работ. Специалисты музея считают, что в частных коллекциях Бобруйска и в учреждениях сохранилось не более десятка произведений этого мастера. Почему же так мало?

Чтобы ответить на этот вопрос, стоит вернуться на 20 лет назад, когда после смерти Эдуарда Алексеевича городская организация Союза художников Беларуси приняла решение о «выселении» его работ из мастерской по улице Социалистической. Вдова Белогурова тогда обращалась во всевозможные инстанции, чтобы превратить мастерскую в музей, потому что ей негде было хранить те несколько десятков картин, которыми было уставлено небольшое пространство студии – с большими окнами, дореволюционным комодом, подобранным на свалке и отреставрированным своими силами, с мольбертом и шатким столиком для чаепитий у самого входа. Незадолго до смерти супруги Белогуровы продали свою квартиру, рассчитывая сменить жилье. Но не успели, и у вдовы тогда действительно опустились руки, потому что творческое наследие ее мужа со дня на день должно было оказаться на улице в прямом смысле этого слова.

Мне довелось тогда увидеть работы, оставшиеся в мастерской. Они стояли в несколько рядов вдоль стен, многие без рам, но от этого не менее величественные и пронзительные в своей математической точности. Среди них был и пейзаж дочери мастера, которая увлекалась живописью. Вдова Эдуарда Белогурова прекрасно понимала, что эта коллекция – бесценна. И пыталась сохранить хотя бы ее часть. Мы пили чай, курили дешевые сигареты и рассуждали о том, что жизнь слишком коротка для того, чтобы тратить ее на обиды. И на осуждение тех, кто предает, притворяется другом и бросает в самые сложные минуты жизни. Эта хрупкая женщина с восточной внешностью сожалела только о том, что ее муж нередко вынужден был работать ради денег. Чтобы содержать семью, он продавал свои картины за бесценок –  50 – 100 долларов. Даже по тем временам эти суммы были смехотворными.

Следы этой коллекции потерялись во времени и пространстве. Отстоять мастерскую художника его вдове так и не удалось. И, если верить словам коллег мастера, женщина начала потихоньку распродавать его работы. А позже переехала в Минск – подальше от тех, кто отвернулся от нее после смерти мужа. Это была изощренная месть людей, которые из зависти уничтожали то, что сейчас, спустя два десятка лет, претендует на национальное достояние. Вернуть его городу уже вряд ли удастся. И тем дороже те две картины Эдуарда Белогурова, которые сегодня хранятся в Бобруйском художественном музее.

 

Мария Маслова
Фото Дмитрия Калинина

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Напишите свой комментарий!
Введите здесь ваше имя