Домой Культура Вокруг найденного в Бобруйске древнего шлема разгораются страсти

Вокруг найденного в Бобруйске древнего шлема разгораются страсти

Украинский историк Артем Папакин заявил, что находка не тянет на сенсацию, и обвинил своего белорусского коллегу Игоря Марзалюка в непрофессионализме.

Напомним, в начале апреля в Бобруйске, во время углубления дна Березины, нашли древний шлем X – XI веков.

 шлем, Бобруйск «Провластный» могилевский историк Игорь Марзалюк, являющийся депутатом «Палатки», поспешил заявить, что артефакт принадлежит сыну легендарного князя Владимира – Изяславу, рожденному от полоцкой княжны Рогнеды. В интервью журналистам он рассказал, что на сегодняшний день во всем мире подобных шлемов насчитывается всего два десятка. Их находили в Польше, Украине, Скандинавии, два фрагмента в Новгороде. По словам Игоря Марзалюка, такой шлем носил только монарх, возглавлявший дружину, и его владельцем мог быть только сын Владимира и Рогнеды – Изяслав. По мнению белорусского историка, Беларусь на сегодняшний день имеет самый древний символ государственности и власти: «Это круче, чем шапка Мономаха».

Версию Игоря Марзалюка скептически прокомментировали в социальных сетях профессиональные историки. Одним из критиков заявлений белорусского историка стал киевский историк, кандидат исторических наук, преподаватель кафедры истории Центральной и Восточной Европы Киевского национального университета Артем Папакин: «Вот так создаются мифы. Великолепной сохранности шлем типа «Черная Могила», найденный в Березине у Бобруйска – единственная находка такого типа на территории Беларуси – «ловким движением руки» превратилась в шлем Изяслава Владимировича и одновременно в символ белорусской государственности. Вместе озвучили неправильное количество шлемов этого типа (уже известно более 40 целых и фрагментов), неуместно сравнили с «шапкой Мономаха» и приписали изготовления изделия скандинавам. Дело уникальное для Беларуси, но не сенсационное – ни о какой привязке к историческим фигурам речи быть не может. Эти шлемы вместе с арабским серебром и другими вещами восточного происхождения распространялись в Х веке во многих регионах военно-торговой активности восточных викингов: в Новгороде, Среднем Поднепровье, Пруссии и Великой Польше. Сам бобруйский шлем следует рассматривать в контексте таких находок, как Брилевское сокровище, место его находки указывает не на центр княжеской власти, а на торговый и военный путь из Днепра до Балтики…»

Сейчас белорусские историки пытаются установить точное происхождение артефакта, а лучшие мастера продолжают реставрацию шлема, после которой реликвию смогут выставить в одном из музеев.

 

Василий Куликов