Домой Культура Театральный художник Валерий Новаковский: «Главное — не быть проблемой, ни для других,...

Театральный художник Валерий Новаковский: «Главное — не быть проблемой, ни для других, ни для себя…»

Валерий НоваковскийВалерий Новаковский

Совсем недавно в нашем городе проходил традиционный Международный фестиваль народного искусства «Венок дружбы».

Одним из авторов оформления сценических площадок фестиваля являлся Валерий Новаковский главный художник областного театра драмы и комедии имени В. И. Дунина-Марцинкевича. Уже много лет он также сотрудничает с Котласским театром (Россия). На его счету более 200 спектаклей. Одна из его последних работ сценография к военно-драматической балладе «Не покидай меня» по пьесе Алексея Дударева, которой завершился 65-й театральный сезон. Валерий Новаковский человек очень интересный и многогранный. Он обладает незаурядным чувством юмора, сочиняет стихи, пишет песни, играет на гитаре и занимается спортом.

Валерий Степанович, для начала расскажите немного о себе: где и когда вы родились?

Я родился в небольшом городке на Западной Украине в знаменательном 1953 году страна еще утирала слезы по поводу кончины «вождя всех времен и народов». А я взирал удивленными глазами на этот мир уже в другую эпоху кукурузную. Кругозор у нее, сами знаете, был никакой. Поэтому я так же, как и все, пионерил, комсомолил и дорос в итоге до беспартийного.

Как складывался ваш творческий путь?

Еще в детстве мне вдолбили, что буду художником. А точнее сказать: «у отца было трое детей, и один из них футболист» Футбол был приоритетом до 18-ти лет. Затем Ленинградский педагогический институт, художественно-графический факультет, армия, студия изобразительного искусства при Доме пионеров в городе Котласе Архангельской области. В 1981 году неосторожно ступил одной ногой на территорию театра, где и завяз на этой теме вот уже 29 лет.

В чем особенность и специфика вашей работы?

Театральный художник должен быть вооружен всем арсеналом выразительных средств художника-живописца, графика, скульптора, а также оформителя, дизайнера, модельера. Добавить к этому еще инженера-конструктора и изобретателя, и это будет еще не все. В первую очередь, это работа с литературной основой: пьеса, сценарий, программа мероприятия и т. д. Работа с режиссером над поиском решения сценографии будущей постановки конкретного постановщика в конкретном коллективе. Театральное действие развивается во времени и пространстве, и художник «присутствует» в этой единой ткани постановки постоянно. Артист, музыка, сценография единый цельный виртуальный мир со своими законами, временем и пространством, если верно найдено решение и талантливо воплощено. В противном случае декорация фон или вспомогательное средство. Есть в театре такое понятие дежурная декорация. Такая подойдет для многих постановок.

Что, на ваш взгляд, необходимо для хорошего спектакля?

Спектакль это продукт, созданный соединением усилий творческих личностей, индивидуальностей, направленных в одну цель, которую определяет творческая же личность лидер. Ключевое понятие здесь индивидуальность. Продукт на выходе эксклюзив. Иначе это не театр, а нечто иное. Если образно описать, то когда театр-«театр», он как бы парит, преодолевая гравитацию за счет волевых усилий творцов. Но стоит расслабиться, почить на лаврах, отвлечься на закулисные интриги и «объект» приземляется, занимаясь архиважными делами «учреждения».

Как пришло к вам увлечение поэзией?

Поэзия пришла ко мне словно свыше. У меня такое ощущение, что литература должна была стать моим основным делом. Я воспринимаю это не как увлечение, а как второе дело. Для меня это очень важно. Вдруг после 50-ти я почувствовал второе дыхание, именно в это время взял в руки гитару.

Какими принципами вы руководствуетесь в своей повседневной жизни?

Главное не быть проблемой, ни для других, ни для себя самого.

Спасибо большое за интервью! Творческих успехов вам!

Екатерина ТАРАСОВА