Домой Культура Театральный художник Валерий Новаковский: «Главное — не быть проблемой, ни для других,...

Театральный художник Валерий Новаковский: «Главное — не быть проблемой, ни для других, ни для себя…»

Валерий НоваковскийВалерий Новаковский

Совсем недавно в нашем городе проходил традиционный Международный фестиваль народного искусства «Венок дружбы».

Одним из авторов оформления сценических площадок фестиваля являлся Валерий Новаковский главный художник областного театра драмы и комедии имени В. И. Дунина-Марцинкевича. Уже много лет он также сотрудничает с Котласским театром (Россия). На его счету более 200 спектаклей. Одна из его последних работ сценография к военно-драматической балладе «Не покидай меня» по пьесе Алексея Дударева, которой завершился 65-й театральный сезон. Валерий Новаковский человек очень интересный и многогранный. Он обладает незаурядным чувством юмора, сочиняет стихи, пишет песни, играет на гитаре и занимается спортом.

Валерий Степанович, для начала расскажите немного о себе: где и когда вы родились?

Я родился в небольшом городке на Западной Украине в знаменательном 1953 году страна еще утирала слезы по поводу кончины «вождя всех времен и народов». А я взирал удивленными глазами на этот мир уже в другую эпоху кукурузную. Кругозор у нее, сами знаете, был никакой. Поэтому я так же, как и все, пионерил, комсомолил и дорос в итоге до беспартийного.

Как складывался ваш творческий путь?

Еще в детстве мне вдолбили, что буду художником. А точнее сказать: «у отца было трое детей, и один из них футболист» Футбол был приоритетом до 18-ти лет. Затем Ленинградский педагогический институт, художественно-графический факультет, армия, студия изобразительного искусства при Доме пионеров в городе Котласе Архангельской области. В 1981 году неосторожно ступил одной ногой на территорию театра, где и завяз на этой теме вот уже 29 лет.

В чем особенность и специфика вашей работы?

Театральный художник должен быть вооружен всем арсеналом выразительных средств художника-живописца, графика, скульптора, а также оформителя, дизайнера, модельера. Добавить к этому еще инженера-конструктора и изобретателя, и это будет еще не все. В первую очередь, это работа с литературной основой: пьеса, сценарий, программа мероприятия и т. д. Работа с режиссером над поиском решения сценографии будущей постановки конкретного постановщика в конкретном коллективе. Театральное действие развивается во времени и пространстве, и художник «присутствует» в этой единой ткани постановки постоянно. Артист, музыка, сценография единый цельный виртуальный мир со своими законами, временем и пространством, если верно найдено решение и талантливо воплощено. В противном случае декорация фон или вспомогательное средство. Есть в театре такое понятие дежурная декорация. Такая подойдет для многих постановок.

Что, на ваш взгляд, необходимо для хорошего спектакля?

Спектакль это продукт, созданный соединением усилий творческих личностей, индивидуальностей, направленных в одну цель, которую определяет творческая же личность лидер. Ключевое понятие здесь индивидуальность. Продукт на выходе эксклюзив. Иначе это не театр, а нечто иное. Если образно описать, то когда театр-«театр», он как бы парит, преодолевая гравитацию за счет волевых усилий творцов. Но стоит расслабиться, почить на лаврах, отвлечься на закулисные интриги и «объект» приземляется, занимаясь архиважными делами «учреждения».

Как пришло к вам увлечение поэзией?

Поэзия пришла ко мне словно свыше. У меня такое ощущение, что литература должна была стать моим основным делом. Я воспринимаю это не как увлечение, а как второе дело. Для меня это очень важно. Вдруг после 50-ти я почувствовал второе дыхание, именно в это время взял в руки гитару.

Какими принципами вы руководствуетесь в своей повседневной жизни?

Главное не быть проблемой, ни для других, ни для себя самого.

Спасибо большое за интервью! Творческих успехов вам!

Екатерина ТАРАСОВА

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Напишите свой комментарий!
Введите здесь ваше имя