Домой Культура «Смеяться, право, не грешно!»

«Смеяться, право, не грешно!»

В пятницу вечером в 74-й раз Бобруйский театр открыл занавес нового сезона. По традиции – свежей премьерой. Накануне местные газеты изображали заинтересованность и подогревали ажиотаж. Подсмотрев и подслушав на репетициях, сообщили, что нынче дадут комедию.

— Как, снова комедию? Небось опять какой-нибудь пошлый водевиль с переодеваниями?

— Ну, а что вы хотите? Вариант беспроигрышный. Зритель устает на работе, его обижают в очередях и в учреждениях… Люди хотят отдохнуть и посмеяться. В конце концов, они платят деньги не за то, чтобы им снова расставляли какие-то точки на временной оси!

«Осторожно! Тётки!», спектакль, постановка, бобруйский театр
Премьера комедии «Осторожно! Тетки!». Открытие 74-го театрального сезона

И нужно признать, бобруйский театр постарался на славу. Развлек и рассмешил. Пожалуй, впервые на протяжении всего спектакля «Осторожно! Тётки!» реплики актеров тонули в безудержном хохоте. Почтенные дамы всхлипывали, всхрапывали, утирали слёзы и снова заливались смехом. И так два акта с антрактом, когда они на короткое время смогли отдышаться.

Вариант действительно оказался беспроигрышным. Сошлись воедино в меру остроумная пьеса российского драматурга Александра Коровкина и «домашние закатки»  режиссера Татьяны Дорогобед. Поскольку пьеса — классическая комедия положений, большой актерской глубины не потребовалось. Вот и играли артисты то, что хорошо умеют.

«Осторожно! Тётки!», спектакль, постановка, бобруйский театр
Премьера комедии «Осторожно! Тетки!». Открытие 74-го театрального сезона

Вадим Бабинич был весьма органичен в образе «маленького человека с комплексом Наполеона» в мундире участкового. Игорь Бурак привычно изображал рефлексирующего героя-любовника в протертых джинсах. А после приснопамятных «Примадонн» Павел Ходжаев в парике и колготках, перевоплотившийся в уголовника-трансвестита, воспринимался, как нечто само собой разумеющееся.

Пришлись как нельзя кстати узнаваемые типажи и мизансцены. К примеру, классический дуэт «тонкий и толстый», точнее «высокий и низкий», построенный на контрасте внешности актеров. Стоило лишь Александру Парфенович и Вадиму Бабиничу одновременно появиться на сцене, зал непроизвольно начинал хихикать. Им даже говорить ничего не нужно было. И хоть Сан Саныча в «Тётках» нет, зато есть Юлия Евтушенко на каблуках и с палкой для селфи в образе «этакой дылды» — избалованной дочки столичного продюсера. И та же схема успешно работает, смешит зал.

Дуэт Жанетты Зарембо (Грета) и Татьяны Дорогобед (Роза) открывает спектакль и также вписывается в стройную систему контрастов. Одна из сестер Краузе глуповата и доверчива, а вторая напротив — нелюдима и цинична. Обе они в пьесе действуют строго в рамках отведенной личной парадигмы: Роза то и дело что-то говорит или делает невпопад, а Клара отпускает изящные колкости. Примечательно, что и на сцене они обитают в противоположных комнатах. Роза почти все время проводит на кухне с пирожками, а Грета предается затворничеству наедине с криминальными сериалами у себя в спальне. Собирает сестер вместе только звонок старого телефона в гостиной. Так и живут, а правильнее — сосуществуют в старом родительском доме врач-офтальмолог и врач-стоматолог на пенсии. Пока в их мирное жилище не приходит беда.

Одним из движителей сюжета в постановке выступает как раз тот самый звонок. Телефонный или дверной, он всякий раз застает главных героев врасплох и заставляет вздрагивать. И когда в очередной неподходящий момент звонят в дверь, на пороге возникает ушлый чиновник государственного Департамента Бабакин (артист Артем Чернобылов), который вознамерился обманом отнять у сестер их родовое гнездо, а их самих переселить в тесную квартиру на окраине.

«Осторожно! Тётки!», спектакль, постановка, бобруйский театр
Премьера комедии «Осторожно! Тетки!». Открытие 74-го театрального сезона

У Артема Чернобылова, пожалуй, самая короткая роль в пьесе, но вот со сцены актер не уходит. Да, собственно, и не может. По ошибке угостившись отравленным пирожком, Бабакин… умирает. Вначале его красные носки трагически торчат из-под скатерти большого стола, затем бездыханное тело несколько раз небрежно прячут в шкаф, роняют, перемещают, возят в инвалидном кресле, носят на плече, намереваются сбросить из окна, одевают в пальто и напяливают на голову женские шляпы. Роберт (артист Игорь Бурак) даже пытается танцевать с телом что-то вроде танго… Но Бабакин всё это время остается недвижим. Вот правда, это самая сложная роль, достойная отдельных аплодисментов!

«Осторожно! Тётки!», спектакль, постановка, бобруйский театр
Премьера комедии «Осторожно! Тетки!». Открытие 74-го театрального сезона
«Осторожно! Тётки!», спектакль, постановка, бобруйский театр
Премьера комедии «Осторожно! Тетки!». Открытие 74-го театрального сезона

Тем временем обычная комедия стремительно превращается в фарс с появлением на сцене нежданного гостя — племянника Эрика. Уголовника, сбежавшего из тюрьмы в женском платье, играет Павел Ходжаев.

«Осторожно! Тётки!», спектакль, постановка, бобруйский театр
Премьера комедии «Осторожно! Тетки!». Открытие 74-го театрального сезона
«Осторожно! Тётки!», спектакль, постановка, бобруйский театр
Премьера комедии «Осторожно! Тетки!». Открытие 74-го театрального сезона
«Осторожно! Тётки!», спектакль, постановка, бобруйский театр
Премьера комедии «Осторожно! Тетки!». Открытие 74-го театрального сезона

Лицедействовать в таком обличье артисту не впервой, сразу вспоминается его Стефани в спектакле по пьесе Кена Людвига в постановке всё той же Татьяны Дорогобед. Однако в отличие от «Примадонн» Павел Ходжаев в этот раз блистает в одиночку и влюбляет в свой гротескный образ не только незадачливого майора Кувыкина, но и большую часть зрительного зала. Новоиспеченная Марианна жеманно поводит плечами, манерно откидывает волосы, меняет наряды, флиртует и заставляет ревновать. Отчего такая карикатура нравится прекрасной половине зрительного зала — загадка.

Не укрылось от внимания зрителей и желание режиссера Татьяны Дорогобед приблизить постановку к зрителю, сделать ее более «бобруйской». Так, сестры «переезжают» с улицы Зеленой (у драматурга) в особняк на улице Московской (что тоже в центре). Немка по происхождению Розалия Карловна Краузе говорит с заметным еврейским акцентом. Грета вспоминает, что работала в «Морзоновке», и оттуда «все что-то тащили».  Все эти реверансы родному городу выглядят очень мило, но совершенно не вяжутся с реалиями повествования. Так, по вызову на место преступления является полицейский в мундире белорусской милиции. Чиновник Бабакин служит в Департаменте социальных программ при городской мэрии. А по адресу Московская, 80 в Бобруйске находится многоэтажный жилой дом.

* * *

74-й сезон открылся на легкой ноте, возможно, даже легкомысленной. Конечно, некоторые любят «погорячее». Им подавай интеллектуальную драму или, прости господи, философскую притчу. Однако, вряд ли стоит упрекать тех, «кто муз от скуки призывает» и «от сердца чистого смеется». Бобруйский театр честно делает свою работу и находит своего зрителя.

«Осторожно! Тётки!», спектакль, постановка, бобруйский театр
Премьера комедии «Осторожно! Тетки!». Открытие 74-го театрального сезона

 

Дмитрий Калинин,
фото автора