Домой Культура РЕЖИССЕР ВИТАЛИЙ БАРКОВСКИЙ: «МАКСИМ БОГДАНОВИЧ – ГЛУБОКО ЗНАКОВАЯ ФИГУРА ДЛЯ БЕЛАРУСИ»

РЕЖИССЕР ВИТАЛИЙ БАРКОВСКИЙ: «МАКСИМ БОГДАНОВИЧ – ГЛУБОКО ЗНАКОВАЯ ФИГУРА ДЛЯ БЕЛАРУСИ»

В Могилевском областном театре имени Дунина-Марцинкевича проходят репетиции нового спектакля по пьесе Юрия Сохаря «Утраченный лебедь». Она повествует о жизни белорусского поэта Максима Богдановича. Постановку в 2-х действиях зрители увидят в новом театральном сезоне. Ее режиссер — заслуженный деятель искусств Беларуси, победитель и лауреат около 15-ти международных и отечественных фестивалей Виталий Барковский. На его счету более 70-ти театральных спектаклей. Сегодня это один из неординарных театральных режиссеров современности. В настоящее время Барковский работает главным режиссёром Смоленского областного драматического театра имени А.С. Грибоедова. Думается, его приезд в Бобруйск довольно символичен, ведь в 80-е годы он работал в театре режиссером-постановщиком. В эти же годы он создал (совместно с Николаем Труханом) элитарный театр «Дзе-Я?». Его репертуар составляли произведения белорусских писателей, оригинальные пьесы, созданные в самом театре, а также лучшие творения мировой литературы. Наш сегодняшний разговор с режиссером — о его работе над новой постановкой и бобруйском театре.

— Виталий Михайлович, чья была идея пригласить Вас в Бобруйск для работы над новой постановкой?

— Все вышло само собой. Автор пьесы, Юрий Сохарь — мой однокурсник. Мы вместе когда-то учились в институте, а сын его, Максим Сохарь, работает здесь главным режиссером. К тому же еще надвигается фестиваль белорусской драматургии. Именно этот спектакль и будет представлять на нем бобруйский театр.

Как будет называться Ваш спектакль?

— Рабочее название — «Стратим-лебедь». Там есть еще подзаголовок «Повесть о погибшей любви», который мне больше нравится.

— Чем Вас привлекла эта пьеса?

— Максим Богданович — достаточно загадочный поэт, с драматической судьбой, сознательная жизнь которого прошла в России, и который вернулся к корням, к белорусскому языку, к основам. И практически не расшифрованы партитура его взаимоотношений с жизненным пространством, тайны творчества, предназначения, некие его, может быть, мистические связи с прошлым и будущим. Это глубоко знаковая фигура для Беларуси. Многие наши великие творцы заканчивали жизнь довольно драматично. Они были не согласны с теми установками, теми ценностями, которые нам порой диктует общество, и которые не соотносились с их представлениями о глубине, чистоте, морали, нравственности. А плюс для художника важен выход в открытый космос, там, видимо, есть ответы. Но это благодаря какому-то внутреннему напряжению и удаче. Это как сойдутся звезды. Может быть, у поэта была такая доля, на белорусском говорят «лёс».

— Вы уже определились с главной ролью?

— Да, конечно, же. Это Евгений Ракицкий. Человек, поцелованный Богом. И с ним хочется работать. Я видел его в «Нероне». Я думаю, что это открытие для бобруйского театра.

— Как Вы в целом оцениваете потенциал бобруйского театра?

— Мне кажется, он двигается в лучшую сторону. То, что молодежь начинает учиться как-то, то, что Максим Сохарь пытается уберечь театр от какого-то провинциального налета, — это вызывает огромное уважение. Я чувствую в этом перспективу движения, перспективу мотивов, которые выстроят хорошее здание под названием «храм искусства». Максим Юрьевич пытается начать с истоков, с самого простого порядка, заведенного в театре изначально. В конце концов, всегда в театре был хозяин — режиссер. Если есть режиссер, есть театр, тогда все остальные помогают.

— Вы ведь и сами работали здесь когда-то режиссером-постановщиком?

— Да, мы здесь когда-то начинали с покойным Николаем Труханом, который впоследствии создал вместе со мной в Минске театр «Дзе-Я?». Правда, его потом переименовали в «Новый театр». «Дзе-Я?» родился по внутренней необходимости, по огромному внутреннему желанию изучать истоки нашей культуры, душу красивого, глубокого, чистого, настоящего, трапяткога белоруса. Мы пытались найти эти истоки, расшифровать этот удивительный код.

— Спасибо большое за интервью. Творческих Вам успехов и интересных спектаклей.

Ольга Осокина

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Напишите свой комментарий!
Введите здесь ваше имя