Домой В стране Помогут ли чиновники справедливо разложить товары по полкам?

Помогут ли чиновники справедливо разложить товары по полкам?

чиновники, товары по полкам, МАРТ, гипермаркеты, ОАО "Красный пищевик"

Завалит ли МАРТ гипермаркеты белорусской продукцией?

Отечественные производители пожаловались на проблемы с доступом на полки крупных магазинов. В частности, в Министерство антимонопольного регулирования и торговли (МАРТ) такие жалобы поступили от ОАО «Красный пищевик», ГП «Сладкая страна», ИЧУПП «Смак», ОАО «Лидахлебопродукт».

В связи с этим в министерстве прошло совещание с участием госорганов, представителей поставщиков и торговых сетей. Заместитель министра Ирина Наркевич заверила, что будут подготовлены рекомендации о предоставлении информации об условиях доступа товаров в торговые сети.

– Белорусская продукция  – это зарплата в коллективах, производящих продукцию, это налоги в бюджет, это пенсионный фонд и многое другое, важное для каждого из нас, — подчеркнула Ирина Наркевич.

Получат ли белорусские производители самые лучшие места на полках?

Маргелов: Выбор должен делать магазин

– Все равно кто-то будет обижен, считает сопредседатель Республиканской конфедерации предпринимательства, владелец продовольственных магазинов Виктор Маргелов.  – Рынку надо критерии определять: чей товар, в каком объеме и на какой полке выкладывать.

По его словам, ассортимент белорусских производителей как минимум в три раза превышает объемы полок.

– Товар должен показать, что он имеет потенциал для высоких продаж. В противном случае его снимут с полки. В любом случае выбор должен делать магазин,  – подчеркивает бизнесмен.

Лидер предпринимателей принимал участие в упомянутом совещании, и полагает, что даже, если МАРТ потребует более прозрачного поведения, торговые сети могут опубликовать на своих сайтах требования, но делать будут по-своему.

–  Сегодня нужно сбалансировать деятельность: понизить прибыльность крупных сетей и повысить ее за счет малых магазинов. В противном случае мы останемся без них. В некоторых районах Минска (Фрунзенском, Московском) это уже произошло. Там остались 2-3 крупные торговые сети, и люди выбирают между магазинами Евроопта. По сути, выбора у них нет,  – подчеркивает Виктор Маргелов.

Желиба: За крупными торговыми сетями стоят белорусские олигархи

Доктор экономических наук Борис Желиба отмечает, что в Беларуси постоянно идет неравная борьба между крупными сетями и остальными торговыми предприятиями.

– У меня такое впечатление, что за крупными торговыми сетями стоят белорусские олигархи. Государство  – на стороне этих олигархов,  – предполагает профессор.

Он считает, что в первую очередь надо учитывать интересы тех, кто создает материальные блага.

– Получается, торговые сети диктуют свою волю производителям, навязывают им заниженные цены, по которым они продают товар, чтобы обеспечить себе бонусы. Антимонопольный орган должен регулировать торговое пространство, чтобы была нормальная конкуренция,  – считает экономист.

По его мнению, в Беларуси ущемляется торговый сектор, который не относится к сетям.

– В Минске планируют убирать лотки с овощами и фруктами. Я считаю, что это делается под влиянием торговых сетей, чтобы сузить выбор населения. Для них была бы идиллия, если останутся «Простор», «Корона» и больше ничего,  – говорит профессор.

Он напоминает, что у Министерства торговли и антимонопольного регулирования есть административные рычаги, которые надо задействовать на защиту средней и мелкой торговли.

– Нужно, чтобы места под солнцем хватило всем,  – заключает Борис Желиба.

Романчук: Регулировать полки в частных магазинах  – это бред эпохи позднего Брежнева

Руководитель Научно-исследовательского центра Мизеса Ярослав Романчук считает, что предоставление льгот отдельным производителям на размещение товаров на полках магазинов  – не что иное, как вмешательство в коммерческую деятельность.

– Гипермаркет – частная организация. Каждое торговое предприятие имеет право покупать товары там, где хочет, и продавать на условиях, которые считает нужными. Регулирование торговли в таком формате является вопиющим проявлением большевизма и неприемлемо для страны, которая претендует на создание конкурентных условий для привлечения инвесторов и для процветания предпринимателей,  – отмечает экономист.

Он считает, что МАРТ не занимается главной своей задачей: ограничением полномочий монополий, а также продвижением и развитием конкуренции.

По мнению руководителя Научно-исследовательского центра Мизеса, чиновники идут на поводу не только гипермаркетов, предоставляя им бесплатную землю для торговых объектов, но также малого и среднего бизнеса, обещая некие квоты.

Эксперт считает, что производителям, у которых возникли проблемы с доступом в торговлю, необходимо кооперироваться. В качестве примера он приводит Новую Зеландию, где объединяются фермеры.

–  Они делают производство, брендируют товары, владеют собственными магазинами. Эта страна является крупнейшим в мире экспортером продовольствия. И никому в Новой Зеландии не придет в голову мысль регулировать полки в частных магазинах. Это бред эпохи позднего Брежнева,  – подчеркивает Ярослав Романчук.

 

Мария Владимирова,

Завтра твоей страны