Домой В стране Почему наше общество не знает, на что тратятся бюджетные деньги

Почему наше общество не знает, на что тратятся бюджетные деньги

Приглашенные эксперты SYMPA и BIPART Галина Кашевская и Владимир Поплыко презентовали свое исследование «Государственные закупки из одного источника: анализ и рекомендации».

На «закупочные» договоры половина бюджетных средств

Его авторы выяснили, что доля договоров по процедуре закупки из одного источника составляет более 90% в общем количестве договоров по госзакупкам.

Если учесть приведенные представителями Министерства антимонопольного регулирования и торговли (МАРТ) данные по доле госзакупокв ВВП страны (порядка 10 млрд. BYN), то на долю договоров по закупкам из одного источника приходится порядка 4,7 млрд BYN, что составляет более 2,35 млрд USD.

Получается, на такие «закупочные» договоры приходится практически половина выделенных на то бюджетных средств.

Руководитель проекта «Открытые закупки» в рамках проекта «Кошт урада» Владимир Ковалкин прямо говорит, что эта тема наиболее коррупционная:

«Около 90% всех государственных закупок проходит по процедуре закупки из одного источника. Более половины всех выделяемых из госбюджета средств по «странному стечению обстоятельств» также распределяется по этой процедуре. В открытом же доступе отследить информацию по этим гигантским бюджетным тратам на данный момент просто невозможно. Вы никогда не увидите в открытом доступе ни приглашения к участию в такой процедуре, ни результатов процедуры госзакупки».

Галина Кашевская к этому добавляет, что сложно получить статистическую и отчетную информацию по закупкам из одного источника для анализа данных: «Возникает предположение, что они либо где-то «запрятаны» на сайте МАРТа или БЕЛСТАТа, либо необходим запрос на их получение».

Получается, что у нас нет механизмов защиты, выделяемых огромных государственных средств. При этом порядка 40% жалоб по госзакупкам признается справедливым.

Отследить, кто был участником заключенных договоров если и можно, то только по конкретным заказам на госпоставку, но цельной картины для статистики по поставщикам нет.

Международные эксперты в индикаторы возможных манипуляций, махинаций и коррупции в ходе госзакупок включают и наличие родственных связей между заказчиками и участниками процедур госзакупок.

Владимир Ковалкин: «Белорусское общество не может узнать, на что потрачены бюджетные деньги. Хотя, к примеру, в Грузии после введения там открытых аукционов простые граждане могут и через пять лет после их проведения узнать, что и за сколько куплено на государственные деньги. У нас же по-прежнему сделать это ни теоретически, ни практически невозможно».

Как отмечают авторы исследования, «законодательство в части закупок из одного источника содержит риски для возможных манипуляций, махинаций и коррупции при проведении госзакупок», «отсутствие открытости данных по процедуре закупки из одного источника в части ее проведения означает невозможность контроля по эффективному расходованию этих немалых бюджетных средств со стороны заинтересованной общественности и, прежде всего, со стороны бизнес-организаций, права которых могут быть ущемлены в ходе такой процедуры».

Выявление потенциальных нарушений и коррупции возможно только в условиях полной прозрачности данных, когда участники процедур госзакупок и заинтересованная бизнес-общественность могут проконтролировать (со своей стороны) соблюдение законодательства и обжаловать неправомерные действия отдельных заказчиков, организаторов и других участников госзакупок.

Сделать Закон как единую государственную политику

Среди основных сложностей при проведении госзакупок называются:

– множество нормативных правовых актов (НПА) и проблема их согласованности между собой;

– отсутствие правового регулирования ответственности каждой из сторон госзакупок за нарушение основных принципов осуществления закупок;

– отсутствие полной открытости этих данных (получение отчётов) для оперативного и системного анализа таких закупок.

Как отмечают исследователи, решение многих проблем находится в сфере ответственности МАРТа (министерства по антимонопольному регулированию и торговле), являющегося уполномоченным органом по госзакупкам. Даны ли только МАРТу все необходимые полномочия?

Авторами исследования среди прочих мер по решению проблем в госзакупках предлагаются следующие:

  • разработка Закона как единой государственной Политики в отношении госзакупок (включая процедуру закупки из одного источника), согласованной с положениями взаимосвязанных законов;
  • согласование степени нарушения и ответственности за нарушения в использовании государственных средств, включая создание равной степени ответственности для бюджетных и коммерческих субъектов хозяйствования;
  • решение вопроса публичности и открытости процедур закупок из одного источника (не представляющих государственную тайну), а также вопросов обжалования процедур закупок из одного источника.
  • Просветительско-исследовательское учреждение
  • «Центр исследования общественного управления «СИМПА»:
  • Школа молодых менеджеров публичного администрирования SYMPA,
  • Белорусский институт реформы и трансформации публичного администрирования BIPART
  • http://sympa-by.eu/ru/bipart/research

 

Подготовил Александр Коктыш

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Напишите свой комментарий!
Введите здесь ваше имя