Домой Выборы ОБСЕ: Выборы в Беларуси по-прежнему не соответствуют стандартам

ОБСЕ: Выборы в Беларуси по-прежнему не соответствуют стандартам


Президентские выборы продемонстрировали, что Беларуси еще предстоит пройти значительный путь, прежде чем она сможет полностью соответствовать своим обязательствам в рамках ОБСЕ, хотя и были отмечены определенные изменения к лучшему.

Вечер дня выборов был омрачен задержаниями практически всех кандидатов в президенты, а также сотен активистов, журналистов и представителей гражданского общества.

Хотя общий ход голосования был оценен как «хороший», качество процесса значительно ухудшилось при подсчете голосов. Наблюдатели отмечали процедуру подсчета голосов как «очень плохую» на практически половине участков, на которых осуществлялось наблюдение. Подсчет проходил преимущественно в тишине и непрозрачно, что значительно снизило степень доверия к процессу подсчета голосов. Во многих случаях деятельность наблюдателей была ограничена, и у них не было реальной возможности наблюдать за процедурой подсчета. В некоторых случаях цифры итоговых протоколов избирательных участков отличались от исходных данных по прибытии в Территориальные избирательные комиссии (ТИК).

В выборах приняло участие несколько кандидатов. Было предоставлено бесплатное время прямого эфира, однако появление кандидатов в эфире было ограничено по времени и формату. Впервые в истории страны у кандидатов была возможность напрямую обратиться к избирателям посредством двух дебатов в прямом эфире; однако действующий президент решил уклониться от участия. Большинство из кандидатов, выступающих в оппозиции к действующему президенту, не верили в честность избирательной администрации и избирательного процесса.

Новостные программы, мониторинг которых вела МНВ БДИПЧ/ОБСЕ, уделяли более 89% политических и связанных с выборами материалов действующему президенту; даже с учетом преимущественного положения действующих глав государств — это много.

Тон освещения деятельности действующего президента был исключительно положительным или нейтральным, в то время как освещение других кандидатов носило преимущественно негативную и в некоторых случаях нейтральную коннотацию. Отсутствие разнообразия в сфере СМИ негативно повлияло на возможность избирателей сделать осознанный выбор в ходе избирательной кампании. В день выборов многие крупные Интернет-ресурсы было заблокированы, равно как каналы социальных сетей и сайты оппозиции.

Несмотря на внесенные в Избирательный кодекс положительные изменения, правовая база все еще не гарантирует проведение выборов в соответствии с обязательствами, которые берут на себя страны в рамках ОБСЕ. Правовая система также оставляет многие аспекты избирательного процесса недостаточно регламентированными. В частности, отсутствуют гарантии, необходимые для обеспечения честного досрочного голосования и подсчета голосов.

Центральная избирательная комиссия (ЦИК) осуществляла руководство техническими вопросами избирательного процесса. Заседания были открытыми и на них присутствовали наблюдатели и СМИ. Однако ЦИК не обладает достаточной непредвзятостью. Восемь кандидатов номинировали своих представителей в состав ЦИК, однако им не было предоставлено право голоса при принятии решений. В попытке разъяснить имеющиеся положения Избирательного кодекса касательно прав наблюдателей и досрочного голосования, ЦИК издала постановления, однако они не предоставили достаточно четкого пояснения.

Выдвижение, по меньшей мере одной третьей состава ТИК и Участковых избирательных комиссий (УИК) политическими партиями и общественными объединениями могла стать позитивным изменением. Однако, отсутствие формальных критериев отбора членов комиссий и четких процедур снизило эффективность этого положения. Номинации отклонялись без надлежащих пояснений и обоснований. На практике лишь 0.26% в составе УИК и 0.70% в составе ТИК занимают представители политических партий и общественных объединений, считающихся оппозиционными.

Все кандидаты отметили то, что регистрация инициативных групп и сбор подписей прошли при более улучшенных условиях. ЦИК зарегистрировала десять кандидатов в президенты в рамках инклюзивного процесса.

Кандидаты имели возможность беспрепятственно донести свои программы до электората. Хорошим знаком стали изменения в законодательстве, которые позволили кандидатам проводить встречи с избирателями без получения специального разрешения. Однако избирательная кампания характеризовалась неравенством условий. МНВ БДИПЧ/ОБСЕ отметила случаи злоупотребления административным ресурсом для агитации в пользу действующего президента. В конечном итоге, нынешний президент и девять других кандидатов участвовали в предвыборной борьбе в неравных условиях.

Несмотря на изменения 2010 года, нынешняя правовая база не предлагает эффективного механизма обжалования и апелляций. Формулировки Избирательного кодекса позволяют ЦИК рассматривать жалобы непоследовательным и непрозрачным образом. В отсутствие четких инструкций, ТИК и УИК самостоятельно трактовали процедуры, выполняя их не единообразно. Более того, правовая база не дает возможности оспаривать результаты выборов.

TUT.BY

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Напишите свой комментарий!
Введите здесь ваше имя