Домой Анатолий Санотенко Независимый журналист — идеологический диверсант?

Независимый журналист — идеологический диверсант?

Хотелось бы поговорить о добром, вечном, прекрасном

А приходится опять о злом, преходящем и уродливом

На днях проштудировал идеологические брошюрки-пособия для тех, кто нас репрессирует, преследует.

Чтобы знать: почему? за что? Чтобы понимать, как «они» нас «видят».

Выяснилось много интересных вещей. Но предоставим слово «товарищу» идеологу

«Идеологическая работа в республике беларусь: в помощь идеологическому активу». Минск 2005. Е. В. Матусевич, С. Г. Паречина
Под общ. ред. профессора
С. Н. Князева.

2.4. Роль средств массовой информации в идеологическом процессе.

«Важная роль в формировании идеологического фундамента белорусского общества отводится средствам массовой информации. Информация специфический и весьма влиятельный инструмент современной жизни. В эпоху глобализации она стала не только вездесущим и повсеместным явлением, но и одним из мощных средств формирования общественного сознания и управления социальными процессами».

«Анализируя функции СМИ в информационной политике и политической жизни республики, следует выделить, прежде всего, учредительную функцию, связанную с тем, что СМИ не только отражают происходящие в стране политические процессы, но и воссоздают их, принимая на себя роль активных участников политических сценариев».

«Охранительная функция СМИ заключается в целенаправленном распространении господствующей идеологии, удержании социальных конфликтов в политически приемлемых рамках. Нормативно-ценностная функция СМИ связана с задачей не только распространения, но и создания соответствующих норм поведения, социальных ценностей и целей».

«С точки зрения представления белорусского государства как субъекта международного глобального управления важным, прежде всего, является создание через средства массовой информации положительного имиджа страны; первых лиц государства, представляющих белорусское государство на международной арене и обычных граждан; формирование общественного мнения относительно белорусского государства, его внутренней и внешней политики.

С этой целью необходимо развертывание собственной сети внешнеполитических коммуникаций, обеспечивающей национальные интересы; предотвращение выхода противоречивой информации из внешнеэкономических ведомств, от должностных лиц и представителей СМИ, представляющих страну на международных уровнях»

«Стоит отметить, что в последнее время возросла роль отдела идеологической работы в организации и проведении подписки на периодические издания. Большую помощь в этом оказывают заместители руководителей по идеологической работе предприятий, организаций и учреждений города. На предприятия доводится план по ведомственной подписке на контролируемые республиканские издания».

А вот чем пичкают студентов, молодежь

«Идеология и молодежь Беларуси». Пособие. Минск 2004. Группа авторов. (Книга предназначается студентам и другим категориям молодежи).

Глава 7. Средства массовой информации в идеологических процессах

«Особенностью современных СМИ, особенно электронных, как на Западе, так и на постсоветском пространстве, является разделение идеологической доктрины на отдельные компоненты так, чтобы аудитория не смогла связать их воедино и осмыслить как целостную политическую идеологию».
§ 2. Идеологическая функция средств массовой информации.

«Таким образом, пропаганда прежде всего является формой политической коммуникации, задача которой состоит в том, чтобы распространять среди аудитории СМИ определенную идеологию. Иными словами, можно рассматривать пропаганду как активизированную идеологию».

« агитация в СМИ должна рассматриваться как стандартная пропагандистская деятельность по распространению определенных идеологических доктрин и стимулированию политической активности населения».

§ 3. Информационное поле Беларуси

«Подход к журналистике как к социальному и политическому институту позволяет выделить шесть основных социальных типов СМИ в информационном поле Беларуси:
1. Государственные СМИ, создаваемые и финансируемые органами государственной власти и управления.
2. Государственно-общественные СМИ.
3. СМИ организаций и структур гражданского общества, открыто отстаивающие и пропагандирующие их позиции и выходящие на их средства.
4. Альтернативные СМИ, которые финансируются негосударственными структурами, и деятельность которых направлена на формирование общественного мнения, взглядов, оценок, отличающихся от официально принятых.
5. СМИ коммерческого характера, создаваемые ради получения прибыли.
6. СМИ неполитических структур и организаций, имеющие узкую специализацию и специфическую аудиторию».

§ 4. Идеологическое взаимодействие средств массовой информации со структурами власти.

«недопустимо пренебрежительное, уничижительное, нарушающее базовые этические принципы и ценности отношение СМИ и журналистов прежде всего к государственной власти и идеологии государства»

«Возведение в абсолют тезиса о том, что СМИ это «четвертая власть» носит исключительно разрушительный для идеологии белорусского государства характер».

«СМИ, журналистам просто нелепо считать себя объектом, достойным массового почитания. Это все равно, как если бы осел, на котором Иисус въехал в Иерусалим, решил бы, что приветствия народа, громко радующегося и расстилающего на дороге свои одежды, обращены именно к нему, ослу».

«Следует понимать, что навязывание обществу восприятия СМИ как «четвертой власти» приводит к почти ничем не ограниченному самоуправству средств массовой информации»

«Основы идеологии белорусского государства». Методические указания для студентов всех специальностей. Учебное электронное издание. Минск. БНТУ. 2011 г.

«После семинара 2728 марта 2003 г. идеологической работой в стране занимаются кадры всех уровней, начиная с работников Управления идеологии Администрации Президента, заканчивая работниками предприятий и учреждений всех форм собственности. В стране создана идеологическая вертикаль, состоящая из идеологических управлений и отделов в местных исполкомах. По всей республике действуют 57 информационно-пропагандистские группы, проводятся единые дни информирования. В городах и районах страны возрождаются структуры белорусского общества «Знание», воссоздающие традиции советской пропаганды. По роду деятельности в идеологическую работу вовлечены врачи, учителя, преподаватели социально-гуманитарных дисциплин и все, кто так или иначе связан с работой государственных предприятий и учреждений».

Позабавила фраза из Методических указаний: «Таким образом, Президент Республики Беларусь является не только главным выразителем интересов, ценностей и идеалов белорусского общества, но и главным идеологом страны».
Ну да, ну да. Кто бы, как говорится, сомневался. Вы сомневались? Я нет!

В целом, поражает «повышенная» конспирологичность и примитивизм отношения авторов «пособий» к роли СМИ и журналистов в современном обществе.

Исходя из такого вот их «посыла» «граду и миру, становится понятно, что любая не согласованная с идеологами критическая информация или не дай бог журналистское расследование, тут же будут «записаны» «на счет» «идеологических диверсантов», «информационных провокаторов» или в лучшем случае «либеральных агентов».

Также становится понятен и мотив действий сотрудников КГБ, пытавшихся в прошлом году «привязать» меня как журналиста к «потенциальному нарушению» статьи уголовного кодекса Статья 369[1] «Дискредитация Республики Беларусь».

А как же! Я ведь вполне подпадаю под описание теоретиков белорусской идеологии, заложивших в своих трудах основу для таких вот преследований журналистов со стороны «органов».

Но, начитавшись этих «прогрессивных брошюрок», впору, уподобившись одному лирическому герою, спросить у их авторов: «Какое, милые, у нас тысячелетье на дворе?»

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Напишите свой комментарий!
Введите здесь ваше имя