Домой В мире Легендарного журналиста — уроженца Беларуси обвиняют в фальсификации фактов

Легендарного журналиста — уроженца Беларуси обвиняют в фальсификации фактов

Рышард КапущинскиРышард Капущински

Один из известнейших журналистов ХХ века, уроженец Беларуси Рышард Капущински (Ryszard Kapuściński) искажал в своих статьях реальность в угоду художественности произведений. Об этом в скандальной биографии репортера «Kapuściński non-fiction» утверждает исследователь его жизни Артур Домославски. Книга появилась в продаже в Польше 1 марта, сообщает британская The Guardian.

Рышард Капущински родился в Пинске в семье польских учителей 4 марта 1932 года. Выпускник Варшавского университета, в 1960-70-х он был единственным зарубежным корреспондентом Польского пресс-агентства (PAP). Капущински много путешествовал по странам Африки, Ближнего Востока, Латинской Америки, прославившись ярчайшими репортажами из гущи войн, кровавых переворотов и революций. Сотрудничал с легендарным польским эмигрантским журналом Kultura, присоединился к оппозиционному движению «Солидарность». Став в Польше персоной нон-грата, Капущинский писал для европейских и американских СМИ. При этом никогда не забывал про родину. «Я всегда искал мой дом, искал Пинск, — в Африке, в Азии, в Латинской Америке», — писал он.

Репортажи и очерки Капущинского получили широкое признание не только как актуальная журналистика, но и как блестящая литература. Не удивительно, что книги классика польского репортажа переведены на многие языки (в том числе, и на белорусский), а сам автор собрал коллекцию из 40 литературных и журналистских премий и наград. Дважды его номинировали на Нобелевскую премию, а в 1995 году по итогам общенационального опроса в Польше признали лучшим журналистом века.

В 600-страничной биографии «Kapuściński non-fiction» корреспондент Gazeta Wyborcza Артур Домославски (Domoslawski) утверждает, что Капущински, которого не стало три года назад, не стеснялся жертвовать точностью и правдивостью информации в пользу эстетики текста и художественного замысла. В частности, он нередко утверждал, что был очевидцем событий, на которых не присутствовал, или же придумывал персонажей и детали для усиления эффекта. Так, в 1968 году писатель в подробностях от первого лица описал массовое убийство в Мексике в 1968 году, хотя не был его свидетелем.

«Капущински экспериментировал в области журналистики и его не волновало, что таким образом он пересекает границу между репортерством и литературой, — говорит Домославски в интервью The Guardian. — Я не отрицаю, что его книги прекрасны и бесценны. Но они принадлежат больше беллетристике, чем журналистике».

При этом биограф утверждает, что не собирался развенчивать образ Капущинского, которого называет «своим наставником», а хотел лишь инициировать дебаты о соотношении правды и вымысла в журналистике.

Характерно, что вдова легендарного репортера Алиция Капущинская добивалась от польского суда запрета на публикацию книги Домославского, которая, по ее мнению, порочит имя ее мужа.

В книге также приводятся факты сотрудничества Капущинского с властями коммунистической Польши. Последний факт не новый, ведь три года назад польский Newsweek опубликовала сенсационный материал, в котором утверждалось, что журналист сотрудничал со спецслужбами с 1965 по 1972 или 1977 годы, и «стучал» на своих коллег.

Кастусь ЛАШКЕВИЧ. TUT.BY

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Напишите свой комментарий!
Введите здесь ваше имя