Домой В мире Кремль планирует экономически поглотить Беларусь?

Кремль планирует экономически поглотить Беларусь?

 Кремль, планирует, экономически, поглотить, Беларусь Российское частное деловое издание «Коммерсант» сообщило, что уже успело ознакомиться с программой экономической интеграции Беларуси и России. Это те документы, которые стороны предварительно подписали в начале сентября, но содержание которых не публиковалось. Согласно «Ъ» программа содержит сведения, которые предусматривают интеграцию, большую, чем в ЕС – по сути, в конфедеративное государство.

Такое объединение планируется с 2022 года. До этого момента Беларусь и Россия должны унифицировать Налоговый и Гражданский кодексы, внешнеторговый режим, учёт собственности, социальные гарантии, банковский надзор с оставлением двух центробанков, регулятор рынков нефти, газа и электроэнергии, а также гармонизировать госрегулирование отраслей. В данном случае спорным остаётся вопрос учёта интересов Беларуси при проведении такой интеграции. Следует учитывать, что экономика РФ превышает беларусскую в 29 раз. А все эти изменения, согласно предварительно подписанной программе, планируется завершить в 2021 году.

С января 2021-го должно произойти частичное объединение двух экономических систем. А так как 6-го сентября главы правительств двух стран парафировали проект «Программа действий Беларуси и РФ по реализации положений договора о создании Союзного государства», то значит, в дальнейшем возможны (если по документам) только незначительные изменения. Надо отметить и тот факт, что проект в виде «обновления Союзного государства» в декабре 2018 года инициировал Дмитрий Медведев.

Речь идет о довольно радикальных планах. Экономическая интеграция планируется в не меньшей степени, чем в Евросоюзе. Другие вопросы предусматривают интеграцию, аналогичную конфедеративной. То есть речь идёт о поглощении экономикой России экономики Беларуси на уровне управления при реализации плана к 2021 году.

Конкретики в «Программе действий» немного. Одним из предметных обязательств является взаимная отмена роуминга с 1 июня 2020 года. Большая часть планов заключается в представлении друг другу к 1 ноября предложений по «дорожным картам» объединения экономик. Также к концу 2020 года собираются подготовить законодательные шаги по интеграции. А с 1 января 2021 года – начать работу в объединённом режиме.

Также не менее важен факт, что документ не содержит конкретных договоренностей о судьбе «единого» бюджета Союзного государства. Невозможно также оценить, является ли это риском изменения налогов для Беларуси.

Собираются объединить и таможенную политику: совместные таможенные рейды, общая информационная система и практически единая таможенная служба. Туда же идёт и энергетическая политика двух государств. В этом случае документ прямо говорит о создании «единого регулятора» рынков газа, нефти, нефтепродуктов и электроэнергии. Однако подробностей по этим вопросам также нет.

К 1 апреля 2021 года предполагается объединять налоговые системы Беларуси и России. Официальные Минск и Москва планируют принять к этой дате единый Налоговый кодекс. В то же время, уже с 1 января 2022 года в Союзном государстве планируют разграничить вопросы, относящиеся к общему и национальным предметам ведения. Поэтому Налоговый кодекс Беларуси может измениться в 2022 году.

В документе поднимается вопрос и о гармонизации макроэкономической политики, унификации валютного контроля, объединении платёжных систем и едином режиме защиты инвестиций. По этим вопросам центробанки и минфины двух стран намерены договориться.

Вопрос о единой валюте в «Программе» отсутствует. Но из документа следует, что ЦБ России и Нацбанк Беларуси также должны с 2021 года работать в рамках межгосударственного договора о единых принципах банковского и финансового надзора. Минск и Москва договорились и о единых принципах «специальных экономических мер». То есть речь идёт об ответных санкциях в отношении других государств.

Министерствам экономики двух стран поставлена задача создать «дорожную карту» к 1-му ноября. Это должно помочь объединить отраслевое регулирование РБ и РФ.

Стороны предполагают гармонизировать и промышленную политику, режим госрегулирования агрорынков, торговли, транспорта и связи, антимонопольную политику и режим защиты потребителей. Ещё к 2021 году обещают создать единый доступ к госзакупкам, единую систему учёта собственности и унификацию хозяйственного законодательства. Касаемо вопросов о рынке труда и сферы соцзащиты Минск и Москва планируют только вести «согласованную политику».

В то же время, «Программа действий» не затрагивает вопросы обороны, госбезопасности, суда, МВД, образования, здравоохранения, науки. Не описывается и непосредственно госуправление, то есть внутреннее устройство исполнительной власти в Беларуси и России. Также не оговорены вопросы полномочий и самого существования исполнительной власти Союзного государства.

То есть в документе идёт речь только об экономической интеграции. А это на данный момент тема, более выгодная для Лукашенко, в отличие от вопросов политической и военной интеграции. И хоть ВВП Беларуси в 2018 году составлял всего 3,4% от ВВП России, для действующей беларусской власти существует возможность пересмотра внутренних правил игры. А значит, в некоторых случаях Минск всё же выиграет у Кремля. Но насколько этот выигрыш пойдёт на пользу беларусам, зависит от степени освоения финансовых средств чиновниками.

 

Подготовил Евгений Глаголев-Васькович