Домой Общество Кино и немцы, или Легко ли быть актером

Кино и немцы, или Легко ли быть актером

18 октября в Бобруйске завершились съемки отдельных эпизодов восьмисерийного художественного фильма «Охота на гауляйтера». В массовых сценах приняли участие более сотни бобруйчан и актеры Могилевского областного театра драмы и комедии имени В. И. Дунина-Марцинкевича.
Воспользовавшись случаем, я решил на одну неделю сменить профессию, и на своей шкуре испытать, легко ли быть артистом.
Кастинг, проходивший пятого октября рядом с кинотеатром «Мир», оказался пустой формальностью, ибо мужчины на роли немецких солдат, советских военнопленных и еврейских жителей были в цене чуть ли не на вес золота. Оставалось лишь дождаться звонка. В итоге в массовых сценах мне довелось сниматься 11-го и с 14 по 18 октября.

С чего начинается кино
Если театр, как известно, начинается для зрителей с вешалки, то для актеров с костюмерной. Для актеров массовых сцен фильма «Охота на гауляйтера» функцию костюмерной выполняли эвакуационные и подсобные помещения кинотеатра «Товарищ». Переодевание всей группы начиналось в семь-восемь утра, и, из-за большого количества людей, занимало несколько часов. В зависимости от типажа, мужчин одевали в костюмы немецких и советских солдат, полицаев, еврейских и городских жителей. «Гражданские» представители сильной половины человечества должны были приходить в черных брюках, рубашках неброских цветов и в черных туфлях «немодернового» фасона. Мне, как «чистокровному» брюнету, играть немцев и полицаев не довелось. Поэтому оставалось примерять на себе одежду горожанина, советского военнопленного, и еврея. К слову сказать, славное еврейское прошлое Бобруйска, видимо, в буквальном смысле наложило отпечаток на лица горожан. Надев еврейские шапочки, нацепив на пиджаки звезды Давида, большинство из них выглядели ярко-выраженными представителями этой национальности.
Женскую часть «массовки» одеть было сложнее. Им рекомендовалось приносить с собой колготки без блеска. Их одевали в старомодные длинные платья, кофты, теплые платки и береты, а кольца, сережки и другие украшения и аксессуары временно перемещались в сумочки.

Самые популярные фашисты
Как ни странно, но наибольшей популярностью у бобруйских мужчин пользовались роли фашистских солдат и офицеров. Кому-то нравилось держать в руках немецкие автоматы, винтовки и пистолеты. Кто-то был в восторге от черной эсэсовской униформы. Немецкое обмундирование было и элементарно теплее, чем тощие еврейские пиджачки или солдатские прохудившиеся гимнастерки. Прохожие на улицах, особенно девушки, завидев немецких солдат и офицеров, куда охотнее и чаще просили сфотографироваться с ними, чем с советскими воинами или еврейскими жителями.
Немецкая форма и все оружие выдавались только по паспорту. «Немцам» категорически запрещалось заходить в магазины, однако не все этим запретам внимали. Отдельные любители креатива умудрялись заходить в торговые точки даже с оружием, приводя в настоящий шок покупателей и продавцов.

Бобруйск идеальное место для съемок
После того, как актеры «превращались» в жителей Беларуси сороковых годов, подъезжали автобусы, которые развозили нас по съемочным площадкам в бастионы и казармы Бобруйской крепости, к развалинам гостиницы «Березина-Европейская» по улице Чонгарской и ко дворам домов в районе центрального рынка. Так как действие фильма происходит в разрушенном во время Великой Отечественной войны Минске, то его создателям необходимо было найти полуразваленные здания. Полуразрушенные здания Бобруйска, войдя в образ, выглядят настолько натурально, что наш город оказался просто идеальным местом для съемок.

На съемочной площадке
Моя первая съемочная площадка рынок, декорированный среди строений Бобруйской крепости. Реквизит котомка с подушкой. Нам объясняют нашу задачу отключить мобильники, в камеру не смотреть, не смеяться, ходить из одной стороны в другую, рассматривать товар, прицениваться, «покупать» хлеб, лук. Сначала проходит репетиция. Затем начинаются съемки. Часто, отсняв сцену, все нужно было начинать по-новому, но уже на некотором расстоянии от предыдущего места. Один дубль мог сниматься по нескольку раз. Как правило, требовалось сделать два дубля. На съемку нескольких минут фильма порой затрачивалось несколько часов.

Главная звезда фильма Анастасия Заворотнюк
В первый же день съемок на площадке появилась главная звезда фильма Анастасия Заворотнюк, известная большинству телезрителей, прежде всего, по сериалу «Моя прекрасная няня». В этот раз известной актрисе выпала роль разведчицы Галины Помазан (прототип Елены Мазаник), ликвидировавшей 23 сентября 1943 года Генерального комиссара Беларуси Вильгельма Кубе.
Статус звезды подразумевал и соответствующее к ней отношение. Едва звучала команда режиссера «Стоп», как на нее сразу накидывалась теплая верхняя одежда, если шел дождь раскрывался зонт. Рядом с ней постоянно вертелись гримеры, визажисты.
Все дни, когда Заворотнюк была на съемочной площадке, она была жизнерадостной, в хорошем настроении и постоянно шутила. Холодные октябрьские дни ее не пощадили нечастый кашель выдавал легкую простуду. Зато звездной болезни, характерной для российских звезд шоу-бизнеса, у нее замечено не было. На вопросы и фразы поклонников из «массовки» она отвечала, улыбаясь, однако сама ни с кем разговоров не начинала.
Согласно райдеру, снимать актеров на фото и видеокамеру запрещалось, брать интервью также. На всякий случай, я решил удостовериться в этом у самой артистки. Она подтвердила запрет, оставив на память автограф. Несмотря на это, в момент между съемками, я тайком и безнаказанно сделал несколько фотографий для себя.

Настоящие немцы
В один из дней, когда я, в числе других «евреев», должен был находиться в гетто, в съемках принимали участие и немецкие актеры. Сложно сказать, насколько они известны в Германии, однако их поведение абсолютно ничем не отличалось от обычных людей. В паузах между съемками, даже за несколько секунд до их начала, они переговаривались между собой и громко хохотали. Нам, «евреям», стоявшим по другую сторону колючей проволоки, они смотрели в глаза, улыбались и на ломаном русском бросали шутки, которые, несмотря на вложенный смысл, звучали не обидно, а очень смешно: «Мы вас отправим отдыхать в отпуск! Вы поедете в Освенцим!»
Они с удовольствием, с помощью переводчика, с нами общались, отвечали на все вопросы. Одна из пожилых женщин поинтересовалась у немецких актеров, понравился ли им Бобруйск. Интеллигентные немцы, конечно, не стали разочаровывать бабушку, которая наверняка дальше Украины и России в своей жизни никуда не выезжала, и дипломатично ответили, что у нас много разваленных старых зданий, которые годятся для съемок фильма о войне.

Борьба с холодом
Самым сложным на съемках было как бороться с холодом. По сценарию, события в фильме разворачиваются летом. Поэтому костюмы героев, соответственно, должны были быть летними. (Как будет решаться проблема пожелтевшей листвы и пожухлой травы для нас осталось загадкой). Часы съемок, которые, казалось, тянутся бесконечно, осенний сырой ветер, дождь, град, низкая температура воздуха оказались непреодолимой преградой для многих «массовиков». Многие, намерзшись, «разочаровывались» в профессии артиста, зарекались больше никогда не участвовать в этой авантюре. Однако многие семи-восьмилетние девчонки и мальчишки, и даже хрупкие бабушки терпеливо переносили все тяготы работы актера массовых съемок. Они дрожали, стучали зубами, переминались с ноги на ногу, но терпели.
На место разочаровавшихся на следующий день приходили другие на помощь мобилизовывались все силы кастинг-директор Лариса Сердюкова умудрялась находить интересные типажи даже среди прохожих у кинотеатра «Товарищ». Утолять кадровый голод приходилось с помощью учащихся колледжей и солдатов-срочников. Горячего чая, разносимого в одноразовых стаканчиках, хватало не навсех. Куда эффективней согревал «массовку» разожженный костер. Но разжечь его, а тем более, постоять возле него получалось не часто. Однажды замершие актеры умудрились разложить костер в историческом памятнике архитектуры Бобруйской крепости. Но горел он там недолго, администраторы под возмущенные крики и призывы сознаться, кто это сделал, его затушили.
Хотя даже за запах пива грозила кара лишение оплаты в строжайшей конспирации некоторые мужчины умудрялись греться водкой. Между тем после нескольких дней съемок я уже чихал, у меня появился насморк и осип голос. Напиток «Терафлю» после съемок температуру не сбивал, однако я решил, что в любом случае, буду сниматься до победного конца.

Целый день на ногах
Съемки начинались примерно в 11 утра. И до 16 17 часов о еде, которую необходимо было брать с собой, можно было забыть. Все время нужно было стоять на ногах, ходить, бежать. Съемки заканчивались в 18 19 часов вечера. Но до ужина и до горячей ванны еще было долго. Сначала нужно сдать реквизит оружие, чемоданы, сумки, каски. Пока 100 150 человек усядутся в автобус, приедут к «Товарищу», переоденутся, смоют грим сажу и краску, получат деньги и справки (для школьников и учащихся), доедут до дома, может пройти и не один час. Несколько раз отдельным группам актеров необходимо было остаться на вечерние съемки, которые заканчивались порой за полночь. В этом случае к пятидесяти тысячам добавлялись по 10 тысяч за каждый переработанный час. И тогда «массовку» развозили по домам.

Курьезы во время съемок
Курьезных моментов во время съемок было предостаточно. Например, глохли и не могли завестись мотоциклы. Однажды, когда я должен был убегать от преследовавшего меня немецкого солдата, я поскользнулся на траве и упал. «Немец» тоже не удержался на ногах и рухнул на меня. А его падающая винтовка рассекла мне лоб.
В последний день съемок кто-то в суматохе потерял свою куртку, и найти ее так и не смог.
В сцене, когда избивают одного из героев фильма, вместо актера «немцы» пинали ногами муляж. Чтобы он не подпрыгивал, режиссер дал команду не пинать его, а бить сверху оружием. Но сцену пришлось переснимать несколько раз, потому что от муляжа отлетала шляпа. Выглядело это забавно и вызывало приступы смеха.
О самом фильме
Фильм «Охота на гауляйтера» снимает студия «Беларусьфильм». До Бобруйска съемки проходили в Минске, на Брестчине, в Витебске, и теперь снова перемещаются в столицу.
Помимо Анастасии Заворотнюк в фильме играет еще одна известная актриса Мария Машкова, а также другие российские, белорусские, украинские и немецкие актеры. Режиссер фильма Олег Базилов (Россия).
В сюжете тесно переплетены исторический роман, военно-психологическая драма и любовная линия. Все события происходят на фоне борьбы партизан и подпольщиков с фашистскими оккупантами.
Всего в Бобруйске было отснято около 50 минут фильма, которые войдут в разные части серий. Окончание работы над картиной запланировано на начало 2012 года. На экраны фильм выйдет к девятому маю, премьера будет транслироваться на Первом канале Российского телевидения.

Василий КУЛИКОВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Напишите свой комментарий!
Введите здесь ваше имя