Домой В стране Екатерина Микачёва: «Именно современное образование выступает локомотивом серьёзных реформ»

Екатерина Микачёва: «Именно современное образование выступает локомотивом серьёзных реформ»

Екатерина является одним из первопроходцев в сфере неформального образования в Беларуси. Насколько это актуально и важно? Есть ли у него будущее? И если да, то когда оно должно наступить? Об этом беседа с Екатериной Микачёвой.

 

Глубокое «погружение»

– У вас как у координатора проекта Ассоциации дополнительного образования и просвещения очень солидный послужной список из самых различных учебных заведений и курсов. Какие из этих заведений показались наиболее современными, перспективными и ценными?

Каждое учебное заведение, которое я заканчивала, внесло свой значимый вклад в мое дальнейшее профессиональное и личностное развитие. Очень важен для меня был Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка. По образованию я преподаватель, как и в душе, и в сердце.

Это с одной стороны.

С другой стороны, я просто не могу не сказать про вклад неформального образования в мою жизнь.

Это и работа в Ассоциации дополнительного образования и просвещения, это и учеба в Международной школе настоящей психологии Рами Блекта, это и обучение коучингу, нейрографике и др. Важно было обучение в SYMPA (Школе молодых менеджеров публичного администрирования). На мой взгляд, уникальность этой школы в её тематике и участниках (государственные служащие в большей степени). В процессе учебы существовала постоянная связь теории и практики, что очень сложно переоценить. Учет потребностей и пожеланий участников, гибкий график учебы, огромное количество новых знакомств, что создает большое поле для сотрудничества. Все это очень характерно для SYMPA.

Мы погружались в учебные программы – теоретически-практические. Кроме того, учёба здесь убрала страх общения с чиновниками, представителями государственной власти на высоких должностях. Думаю, многим и сейчас просто страшно задать вопрос чиновнику даже среднего звена, не говоря про высокое. А здесь была предоставлена возможность справиться с внутренним страхом, сблизиться с действующими чиновниками и понять многие вещи, что называется изнутри.

– Мне кажется, что вы вообще мало чего боитесь…

Мои страхи для меня страшные. Они не всегда видны внешне, но это не значит, что их нет. Когда я работала в УВД Минского облисполкома, то иногда чувствовалась определённая внутренняя боязнь или настороженность. Ну а по большому счету – это просто страх перед наказанием.

Теперь ситуация со страхами в моей жизни серьёзно изменилась. И в этом отчасти помогла SYMPA.

Я не знаю больше таких учебных заведений, курсов и школ, которые могут себе позволить организовать встречу с советником президента, у которого можно спросить ВСЁ, что тебя интересует или беспокоит. Как это было с нами, к примеру, в Грузии.

Уникальность SYMPA ещё и в том, что она представляет реальную ситуацию в цифрах и фактах. Например, в Швеции мы получили ПОЛНЫЙ объём информации о том, какие реформы проводились за тот или иной период, сколько человек и в какой степени было ими затронуты. Всё это позволяет проводить беспристрастный глубокий анализ, который волей-неволей экстраполируется и на нашу страну.

Но при всём при том должна заметить, что формальное образование делает один вклад в учащихся, а неформальное – другой. И, по большому счёту, они дополняют друг друга.

 

«Мы набираем обороты»

– Скажу честно, несмотря на то, что я сам «тренингую» не по госучебникам и в основном представителям неправительственного сектора, само выражение «неформальное образование» немного, как говорит молодёжь, напрягает… И я уверен, что ну очень много людей вообще не знает, что это такое и с чем его, образно говоря, едят.

– Неформальное образование  любой вид организованной и систематической деятельности, которая может не совпадать с деятельностью школ, колледжей, университетов и других учреждений, входящих в формальные системы образования. В общественных науках и в практике современной педагогики термин используется наряду с понятиями «непрерывное образование», «дополнительное образование» «самообразование».

Отличия неформального образования от формального заключаются в следующем:

  • обучение с учетом потребностей;
  • связь с практикой;
  • гибкие программы, расписание и выбор места проведения.

 

ВЫНОСКА

«Формальное образование делает один вклад в учащихся, а неформальное – другой. И, по большому счёту, они дополняют друг друга».

 

– На ваш взгляд, на данный момент вы являетесь серьёзной силой, способной решать довольно масштабные задачи или это, фигурально выражаясь, образовательные всплески на какие-то очень узкие вызовы и задачи?

Скажу честно, мы в данный момент набираем обороты и пока не являемся настолько сильными, чтобы конкурировать на равных с государственной системой образования.

Люди безусловно заинтересованы в получении «корочек» госучреждения, но при этом всё больше людей хотят решать свои внутренние запросы через альтернативные учебные программы и курсы.

Неформальное образование – это семинары, тренинги, кружки, общественные собрания на те или иные темы.  Здесь есть программа, группа участников ПО ЖЕЛАНИЮ. Когда она набирается, происходит обучение подготовленным квалифицированным тренером.

Последний фестиваль неформального образования в прошлом году показал, что есть большая заинтересованность обучаться именно «по-нашему». Кроме того, было и есть большое разнообразие практик. Так что для оптимизма есть больше поводов, чем для пессимизма.

«Не скажу, что нам вставляли палки в колёса»

– Скромненько…1 февраля 2016 года у вас стартовал европейский проект «Учиться, чтобы действовать». Насколько успешно прошел старт?

Проект рассчитан на три года. На мой взгляд, первый этап проекта прошел успешно. Трудно сказать, как пойдёт дальше, но пока имеем вот такие результаты.

Ассоциация дополнительного образования и просвещения открыла три Региональных ресурсных центра по развитию дополнительного образования взрослых в Витебске, Гомеле и Гродно. При этом каждый из этих городов охватывает еще одну область. Витебск скооперирован с Минской областью, Гомель – с Могилёвской, Гродно – с Брестской. То есть, получается такой республиканский охват.

Основная цель проекта:

Содействие реализации права на образование на протяжении всей жизни и гражданское участие.

Специфические цели проекта:

  • развитие сферы дополнительного образования через укрепление потенциала организаций дополнительного образования, общественных объединений, иных организаций и местных инициатив в расширении спектра услуг в сфере дополнительного и неформального образования для жителей регионов и сельской местности;
  • координация и укрепление координации и межсекторного сотрудничества на местном и национальном уровнях.

– Очень амбициозно.

Кроме того, был проведен образовательный курс «Школа адукаторов (тренеров)». На данный момент уже подготовлено 40 выпускников этой Школы. В самое ближайшее время планируется создание «Клуба адукаторов (тренеров)»,то бишь профессионального сообщества единомышленников.

– Скажите, честно, Екатерина, но на вас коллеги из государственной системы наверняка смотрят как минимум с настороженностью… Есть, наверное, и конфликты?

Я не могу сказать, что у нас есть конфликты. Для того, чтобы начать реализацию вышеуказанного проекта, мы обращались в Министерство образования за письмом-поддержкой. Не скажу, что при этом нам вставляли палки в колеса. Письмо было получено, и Департамент по гуманитарной деятельности довольно быстро зарегистрировал необходимые финансовые средства. Это мой опыт. Может быть, он уникальный, но все-таки…

Поэтому могу сказать, что государственные учреждения настроены на диалог с нами, как и мы с ними.

Ещё одна очень важная деталь. В Координационный Совет проекта «Учиться, чтобы действовать» входят представители государственных учреждений в том числе. Поэтому мы с ними сотрудничаем.

«Я всегда пойду за своим голосом сердца»

– Если честно, какую нишу в количественном измерении теперь занимаете вы, а какую – госучреждения?

У меня нет статистических данных. На мой взгляд, за неформальным образованием уже процентов пятнадцать. Думаю, эта цифра со временем будет только расти. Как показывает опыт успешных в экономическом отношении стран, именно образование выступало двигателем серьёзных и глубоких реформ. По моему мнению, для перехода на новый уровень не меняться уже невозможно.

– У вас столько разных курсов, школ, фестивалей… Не пошёл ли перебор?

Да, действительно, существует большое количество практик. Но лично я в их количестве не вижу никаких проблем. А вот качество лично меня пока немного смущает. Шестой фестиваль неформального образования как раз-таки показал, что есть практики, качество которых вызывает сомнение.

– Наверняка, у ваших коллег из государственного сектора есть масса своих аргументов в пользу теперешнего классического образования. Мол, гарантированный заработок, регламентированный рабочий день и др. 

Безусловно, у классического образования много плюсов. Если мне будет необходима какая-либо квалификация, подтвержденная государственным документом, то я пойду учиться в госучреждение. Если мне необходимо будет решить очень личную внутреннюю проблему или получить узкоспециализированнуюинформацию, то я воспользуюсь услугами неформального образования. Уже более пяти лет я активно использую услуги неформального образования в своей жизни. Мне не важно, сколько это стоит, и кто преподает (регалии тренера, преподавателя и т.д). Мне важно, чтобы моя проблема была решена и решена эффективно. И мое внутренне состояние – это единственный индикатор качества. Думаю, таких людей как я, становится всё больше.

– Есть ли у вас непримиримые оппоненты среди государственных представителей или бывших коллег по прошлой работе?

Нету, к счастью. Я вам больше скажу, что с коллегами по прошлой работе я поддерживаю очень дружеские отношения. Вы поймите, что чужое мнение не является для меня основанием менять свою позицию, а тем более отказываться от заранее намеченных планов и поступков. Я всегда пойду за своим внутренним ощущением, интуицией, голосом сердца, если хотите…. Как есть, так есть.

 

Беседовал Александр Коктыш

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Напишите свой комментарий!
Введите здесь ваше имя