Домой Общество Диагноз

Диагноз

Белорусский народ, ставший игрушкой в безжалостной судьбе, пожалуй, самый яркий пример трагических судеб народов, поправших свои традиции и предавших истинные высшие их ценности.

Навязанное равнодушие к истине, с которого начинается процесс саморазрушения любого народа, искусственное подавление его национального самосознания и вытеснение духовного начала — вот «три кита», на которых строился захват власти. Ведь народом «манкуртом» легче управлять: он не способен понять, что с ним происходит, и сопротивляться.

К концу четвёртого президентского срока практически всем гражданам Беларуси стало ясно, что их в очередной раз «развели», что обещанная ранее «колбаса» не появится. Жить стало хуже. Тогда очень многим захотелось, чтобы так называемый президент куда-нибудь срочно подевался. Однако он деваться никуда не собирался. Наоборот, он очень крепко вцепился в свое президентское кресло, и вытряхнуть его оттуда народу не удалось.

Искусством манипуляций и фальсификаций власть успела овладеть в совершенстве. Чтобы оправдать проблемы в Беларуси, она ищет внешних и внутренних врагов.

Я думаю, что кризис национального сознания, апатия и даже отчаяние белорусов тесно связаны с резким изменением исторических и экономических условий после крушения ВКЛ, Речи Посполитой, БНР и в конце концов СССР.

Неожиданная свобода без правил, которая установилась в стране, резкое обнищание населения, стремительное обогащение отдельных людей и, главное, информационный «океан», обрушившийся на людей с сознанием, которое было веками изолировано от остального мира — всё это вызвало растерянность и комплекс неполноценности. Обретённая Беларусью свобода и независимость неожиданно превратилась для них в долгий и жуткий кошмар. «Свой» оказался ещё страшнее «чужих».

Таким образом, ещё вчерашний председатель колхоза и чиновники, не обременённые ни разумом, ни моралью, возомнив себя «высшим сословием», стали бичом Божьим для всего народа. Беларусь стремительно погрузилась в нескончаемую череду подлостей, предательств, вероломств, циничной лжи, непрерывную кровавую склоку ничтожных персонажей за власть, деньги и привилегии, непрекращающуюся сдачу белорусских интересов всем подряд.

Выехав в Европу, мы всегда удивляемся, что там чисто, люди вежливы, не выкидывают «мусор из окон», водка не «палёная» и т. д. А вернувшись домой, поначалу замечаем все безобразия, но быстро втягиваемся в привычный для нас образ жизни. Нам очень трудно понять, почему у «нас» не так, как у «них».

Авторитарная этика отрицает у человека способность знать, что хорошо, а что плохо; здесь норму всегда устанавливает авторитет, стоящий над индивидом. Такая система основывается не на разуме и знании, а на благоговейном страхе перед авторитетом и субъективном чувстве слабости и зависимости.

Вдумайтесь, кому вы лично верите? И много ли народа верит вам? У нас в Беларуси никто не верит никому! Пословица «оглянись вокруг себя, не имеет ли кто тебя!» — самое яркое доказательство этого. Низкий уровень доверия — ещё один признак феодализма.

В авторитарном обществе круг доверия ограничивается семьёй и близкими друзьями. Знакомый «пейзаж»?

Все, что за пределами семьи вызывает полное равнодушие к проблемам «чужих» или даже враждебность.

В Европе передача государственных привилегий своим детям абсолютно исключена!

Что же в странах с феодальной нравственностью? Все места около больших потоков бюджетных денег заняты детьми и родственниками властных родителей, и, конечно, и речи быть не может о социальных «лифтах»!

Безответственность сохранилась в нас со времён крепостного права, когда крепостной холоп-земледелец ни за что не отвечает — за него отвечает Господь Бог, землевладелец и плохая погода.

Как может относиться к труду крестьянин, который знает, что половину (если не больше) у него отнимут «служилые люди», что-то заберёт сборщик оброка, и ему останется только на пропитание и на следующий посев? Но детей кормить-то надо. Поэтому для феодального труженика, который работает не на своей земле, труд — это бремя, неизбежное зло, а настоящее удовольствие можно получить лишь вне работы. Знакомая философия? Так большинство белорусов и сегодня относится к своей трудовой деятельности.

Но бывает другое отношение к труду. Он может быть радостью и удовлетворением:

— если ты знаешь, что свой продукт ты можешь продать по своей цене;

— если ты знаешь, что качество твоего продукта зависит от твоего таланта и умения;

— если ты знаешь, что вырученные деньги ты можешь истратить по своему усмотрению или положить в банк.

Все эти понятия недоступны для феодального человека, так как они возникали в классе ремесленников и торговцев по мере развития мелкой буржуазии.

Мы очень талантливый, добрый и терпеливый народ, но отсутствие определённых принципов в нашем этическом коде способствует проявлению худшего в человеке — эгоизма, равнодушия, тотального недоверия и, в конечном счёте, постоянной готовности к агрессии, что делает обывательскую жизнь очень трудной. И что важно, большинство людей даже не знает, что возможна иная жизнь!

Кто ты, белорус? Задумайся! Загляни в свою душу и дай ответ…. Стесняющийся черной легенды о своей истории или гордый своим прошлым потомок Скорыны, Витовта и Василя Быкова?

Белорус, ты забыл свое место в семье европейских народов и поэтому не можешь найти свое предназначение в этом мире. Ты плетешься в хвосте чьих-то традиций и не можешь сделать усилие над собой, чтобы вырваться из замкнутого круга. Загляни в свое прошлое и ты увидишь свое будущее.

Виктор Бузинаев

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Напишите свой комментарий!
Введите здесь ваше имя