Домой Общество Александра Нехорошева: «Сейчас все вышли из своей зоны комфорта»

Александра Нехорошева: «Сейчас все вышли из своей зоны комфорта»

Александра Нехорошева, SYMPA, Минск, белорусская бизнес-леди

Белорусская бизнес-леди о теперешних условиях работы предпринимателей, необходимости повышения собственного профессионального уровня, а также перспективах развития страны и о своих победах и неудачах.

Ставить себе «галочки» для «галочки» неэффективно

Как вы считаете, нужно ли сегодня всем думать о повышении своего профессионального уровня или это несколько искусственный вопрос, особенно в кризисные времена?

– На сегодняшний день особенно важно подходить взвешенно к выбору обучения. Надо понимать, что этот курс принесет вам и вашей компании в денежном выражении, что даст вам использование полученных знаний на практике в долгосрочной и краткосрочной перспективе.

Как пример неправильного вложения денег в обучение сотрудников приведу такой случай. Целый отдел крупной минской компании отправили на недешевый трехдневный курс  в одну из бизнес-школ. Но не было учтено то, что в одном отделе были собраны разные специалисты и далеко не всем нужны были знания в этой области, а у большинства не имелось необходимых базовых знаний, чтобы воспринимать новую информацию.

В итоге компания потратила большой бюджет, а отдел HR поставил себе «галочку» о проведении планового обучения. Применить же полученные знания на благо компании смогли только пять процентов от всех обучавшихся.

Эффективность подобного подхода к учебному процессу трудно считать идеальной. Да и собирая на учебу такое количество людей с разным бэкграундом, наивно ожидать блестящих результатов.

Все полученные знания можно было «пощупать».

Я знаю, что вы учились в SYMPA (Школе молодых менеджеров публичного администрирования). Насколько вам это помогло?

– После получения дипломов в двух университетах, ни в каких серьезных образовательных программах я не участвовала. Обходилась 2-3-дневными тренингами в области маркетинга, менеджмента, личностного роста. Только к 2016 году возникло желание получить знания в новой области. Тем более в SYMPA (Школа молодых менеджеров в области публичного администрирования) способ подачи информации принципиально иной, чем в наших учебных заведениях.

Образовательные подходы школы SYMPA – получение знаний через практический опыт. Нам давали немного важной теории, а основной упор делался на самостоятельную и групповую работу и, самое важное, присутствовала наглядная демонстрация того, как теория работает на практике.

Студенты SYMPA посещают правительственные органы и организации разных стран, знакомятся и общаются с ведущими представителями государственного управления. В SYMPA, как мне кажется, большинство студентов – представители государственного сектора. Но мне как представителю частного бизнеса было вдвойне интересно увидеть, как устроены госорганы и как выглядит система управления ими.

Время от времени мне приходится сталкиваться с чиновниками в нашей стране, поэтому было очень полезно узнать этот мир изнутри и посмотреть на то, как выстраиваются отношения между государственным и частным секторами в зарубежных странах.

Приглашение принять участие в образовательной программе SYMPA мне пришло случайно, но я не упустила свой шанс отправить заявку и попасть на первый тур.

И стали одной из лучших учениц.

– Я попала на завершающую сессию в Стокгольме. Но чтобы дойти до финала, потребовались серьёзные усилия с моей стороны.

Получилось этакое живое погружение в систему госуправления.

А насколько учеба в SYMPA отличалась от учебы в двух других высших учебных заведениях, которые вы оканчивали?

– Безусловно, практической частью. Образно говоря, все полученные знания можно было «пощупать». Сначала мы слушали теорию, а потом своими глазами увидели, как это устроено на практике, причем на самых разных уровнях власти и бизнеса. Такой опыт ни в одном белорусском вузе невозможен. По крайней мере, я о таком не слышала ни от одного из своих знакомых. Получилось этакое живое погружение в систему государственного управления.

Насколько комфортно вам сейчас работается как бизнесмену, особенно в сравнении с прошлыми годами?

– Сегодня мне комфортно и как бизнесмену, и как человеку. Но так было не всегда, и предыдущие два года были одними из самых тяжелых. Моя компания относится к категории мелкого бизнеса. Если говорить об ощущениях такого среднестатистического бизнесмена, к примеру, четырехлетней давности и сегодняшних, то все оказались вне зоны своего комфорта. Рынок сильно усох. Работы мало. Завышенные ожидания многих нервируют, что отражается на общей деловой атмосфере в стране.

Свой бизнес я отношу к мебельной отрасли, но в то же время мы часто работаем и в строительстве. Одно направление — изготовление столешниц для частных клиентов, физических лиц.

Другая часть бизнеса – работа с объектами (юридическими лицами), что подразумевает изготовление мебели из камня «под ключ», отделка помещений камнем. И вот должна сказать, что в последние годы и строительная, и мебельная темы сильно «провалились». Наверное, 2013 год можно считать пиком строительства и развития отрасли. После этого всё стало сходить на «нет». И я, как и многие другие, не сразу поняла, что стагнация рынка затянется и будет становиться все хуже и хуже.

Было обидно это все осознавать?

– Довольно болезненно. Я была уверена, что все будет развиваться в позитивном ключе, а тут… Довольно депрессивное состояние.Но я с этим уже научилась справляться. И с конца прошлого года свой бизнес вывела пусть и на минимальную, но все же прибыль. Именно благодаря тому, что пришло осознание: уже никогда не будет как раньше и нужно привыкать к новым вызовам.

Но чтобы бы вы посоветовали делать нашим экономистам?

– Про любую ситуацию можно сказать, что она уже была, и из нее находили выход. И, конечно, опыт других очень важен. Я бы посоветовала нашим экономистам искать подобный опыт в истории других стран.

Конечно, нельзя взять и перенести чужой опыт без адаптации к нашим условиям и ситуации. Но взять хотя бы пример Швеции. По историческим меркам она совсем недавно была практически нищей страной. И какой экономикой она стала сегодня? Свою промышленность шведы развили из ничего.

Если для вас и ваших коллег создать благоприятные условия для ведения бизнеса?

– Юридически не такие уж они и плохие, если честно. Я недавно консультировала шведскую компанию по открытию в Беларуси офиса, и выяснилось, что у них налоги значительно выше наших. Шведы с удивлением обнаружили, что они могут существенно сэкономить на налогах и зарплатах персонала, открыв офис в РБ.

Полагаю, что в оценке условий для ведения бизнеса играют немалую роль субъективные факторы. Часть людей у нас просто боится рисковать и заниматься бизнесом. Другая часть видит в бизнесменах исключительно «спекулянтов» и «торгашей».

Имидж предпринимателя в нашем национальном сознании скорее негативный, чем позитивный. В западных странах совершенно другое отношение к предпринимателям.

Вы почитайте на форумах крупных белорусских порталов комментарии к статьям про бизнесменов. Редко встретишь положительные. И еще одно отличие белорусов от тех же американцев – желание зарабатывать много, а делать мало.

Поддерживаете ли вы отношения с выпускниками SYMPA?

– Скажем так, постоянно дружеские отношения поддерживаю с одним человеком. Что касается деловых отношений, то по рабочим вопросам я уже обращалась к нескольким коллегам по школе.

«Пока в госсектор не придут современные менеджеры, ничего толкового ждать не стоит».

Кем себя видите через пять-семь лет?

– Сложно сказать. Ставлю себе цели по личностному росту и планирую через пять лет управлять несколькими бизнесами в разных сферах. В любом случае это будет собственное дело.

Вряд ли я пойду работать наемным работником или государственным служащим. Несмотря на диплом SYMPA, который бы мне сильно помог при устройстве на госслужбу, работа в госструктурах сильно расходится с моими задачами и принципами.

Когда начинаешь бизнес, то приходится работать круглые сутки. С ростом компании, созданием правильных бизнес-процессов и организационной структуры собственник уже не тратит много времени на непосредственное управление и контроль. Тогда появляется временная ниша, которую можно заполнить новыми идеями.

Нам не хватает полной смены управленческих кадров

Ваши друзья и подруги вам завидуют?

– Среди моих подруг нет представительниц бизнес-сообщества и они не собираются ими становиться. И слава Богу. Мое окружение – это самодостаточные гармоничные личности, которые занимаются тем, что им интересно и приносит энергию, а не забирает её.

А что скажете про взаимоотношения бизнесменов и чиновников в Беларуси?

Благодаря учебе в SYMPA я поняла, что нам не хватает полной смены управленческих кадров.

Со временем, конечно, происходит естественная смена поколений в госучреждениях, но новые молодые кадры, попадая в систему, через несколько лет становятся такими же, как их предшественники.

Может, пора сделать, как в Грузии — сократить количество и заменить практически всех государственных служащих на местах?

Я общалась с литовскими, польскими, шведскими представителями госсферы в разных отраслях. Так вот, разница очень и очень не в нашу пользу: в культуре общения, подходах, выполнении обязательств, желании делать что-то значимое на своем посту.

Пока в госсектор не придут современные менеджеры, ничего толкового ждать не стоит. Не изживем кумовщину среди чиновников – ничего не добьемся.

«А теперь скажите, какой иностранный инвестор будет ждать решение вопроса по своему бизнесу целый год?»

Правила игры в регионах и столице сильно отличаются?

– Однозначно в Минске ситуация лучше: здесь более прозрачные условия ведения бизнеса, хотя и далекие от идеала. В регионах же надо найти кого-то, кто знает того-то, который может повлиять на того-то. Я вот, к примеру, один вопрос в регионе уже больше года решаю…

И?

– И он всё-таки решился, но только благодаря моему упорству. Меня просто отфутболивали, и пришлось проявить характер. В течение целого года я не отпускала ситуацию. В конце концов, своего я добилась и получила необходимое мне решение…

А теперь скажите, какой иностранный инвестор будет ждать решение вопроса по своему бизнесу целый год?

И придут ли вслед за ним другие инвесторы в нашу страну?

Финал такого прихода имеет только два варианта решения: или с этого инвестора сдерут три шкуры, или он, потеряв массу времени и нервов, просто уедет к себе домой, где будет «рекламировать» наши правила игры.

Беседовал Александр Коктыш

 

Cправка.

Нехорошева Александра Александровна

1988-1999 – средняя школа с лингвистическим уклоном, Минск.

1999 – учёба в Enumclaw High School, США.

2000-2001 – переводчик и журналист в СП «Унифлекс», корпоративный журнал «Упаковка и Этикетка».

2000-2004 – Факультет мировой экономики, ЕГУ, Минск. Диплом бакалавра (экономист-менеджер).

2004-2006 – Факультет международных отношений, мировая экономика, БГУ, Минск. Диплом специалиста (экономист-международник) + сертификат, подтверждающий квалификацию переводчика.

2006-2007 – менеджер по продажам в IT компании Altoros Solutions, Минск.

2007-2010 – маркетолог в международной логистической группе компаний ASSTRA, Минск.

2010 – учредитель в ООО «Асстоун», Брестская область.

2010-2011 – директор в ООО «ТехКаб», Брестская область. Производство кабин для строительной и дорожной техники из стеклопластика.

2011 – по настоящее время – директор и учредитель в ООО «СтоунТек», Минск. Производство изделий из искусственного камня.

2016 – учеба в SYMPA, Минск.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Напишите свой комментарий!
Введите здесь ваше имя